Сосновка-2014: предложения для экофорума
Только что вернулся из Приморья, где с 18 по 21 октября принимал участие в очередной конференции Сосновской коалиции неправительственных природоохранных организаций и организаций коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока РФ, которая на этот раз проходила во Владивостоке. Часть содержательных результатов работы коалиции затем были представлены на Восьмом международном экологическом форуме «Природа без границ», где собрались более 400 экспертов в области экологии и охраны окружающей среды, руководителей промышленных и транспортных компаний России и Приморского края, экспертов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Перечень наших предложений для экофорума представлен ниже.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОСНОВКИ-2014 ДЛЯ РЕЗОЛЮЦИИ ЭКОФОРУМА "ПРИРОДА БЕЗ ГРАНИЦ"
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- Внести изменения в ст.9 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» в части отнесения к субъектам общественного контроля граждан и общественных объединений.
- Ускорить разработку и принятие техрегламента по благоустройству и планировке территорий населенных пунктов, включающему нормативы зеленых насаждений общего пользования и иных рекреационных территорий.
- Внести изменения в Градостроительный кодекс, предусмотрев обязательность проектирования и создания рекреационно-экологических каркасов городов.
- Внести изменения в ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительный кодекс РФ, включив в объекты экологической экспертизы проектов создания рекреационно-экологических каркасов городов, проектов предприятий,
- Внести изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях создания правового механизма экономического стимулирования граждан и должностных лиц в борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.
- Внести изменения в отдельные законодательные акты в части обеспечения законодательной защиты объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО в соответствии с требованиями Конвенции об охране всемирного культурного природного и наследия ЮНЕСКО
- Внести изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях создания правового механизма функционирования института общественных инспекторов по охране животного мира и охраны окружающей среды и наделения их рядом контрольных полномочий, в частности полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.
- Принять закон об экологическом сельском хозяйстве и инициировать разработку концепции сохранения агробиоразнообразия с целью устойчивого развития сельского хозяйстве
- Принять федеральный закон, разработанный комитетом ГД по делам национальностей "Об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов РФ"
- Внести изменения в законодательство РФ в части придания территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
- Внести изменения в законодательство РФ в части придания территориям, подпадающим под действие международных конвенций и соглашений,статуса особо охраняемых природных территорий.
- При доработке Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» исключить ослабление требований российского законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсов.
Администрации Президента РФ:
- Рассмотреть возможность передачи функции оператора части президентских грантов дальневосточной организации, специализирующейся на решении природоохранных задач.
Правительству РФ:
- Ускорить создание Азиатской Энергетической Сети, в первую очередь прокладку ЛЭП 500 в Монголию как альтернативу ГЭС Шурэн и Эгийнгол в бассейне Селенги.
- Рассмотреть участие России в создании совместно с Монголией и КНР солнечно-ветряного парка Гобитэк.
- Разработать и принять нормативный правовой акт об обязательном проведении процедуры получения предварительного осознанного согласия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ при промышленном освоении на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности.
- Разграничить функции контроля и надзора в составе гидроузлов ГЭС и водохранилищ между Ростехнадзором и Росприроднадзором, оставив за вторым ведомством экологический контроль и надзор за правилами использования водохранилищ на всех стадиях деятельности водохозяйственных систем.Принять нормативный правовой акт об усилении превентивного государственного контроля за проведением качественных инженерных изысканий для подготовки проектной документации объектов, указанных в ст. 48 ч.1, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ с целью обеспечения технической и экологической безопасности.
- Отказаться от всех планов изъятия, изменения границ, режима охраны, или вовлечения иным способом в интенсивную хозяйственную деятельность объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
- Отказаться от размещения пункта постоянного базирования Тихоокеанского флота на территории объекта всемирного наследия «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» и выведения с острова Врангеля всех объектов, кроме необходимых для обеспечения функционирования заповедника.
- Утвердить порядок обязательного проведения этнологической экспертизы при планировании и реализации промышленных проектов на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНССиДВ РФ.
- Обратится во Всемирную Энергетическую Хартию с предложением, чтобы объекты новой генерации для Азиатской Энергетической Сети отвечали бы высоким экологическим стандартам и относились к ВИЭ.
- Предложить совместным инвестиционным фондам РФ и КНР разработать высокие стандарты экологической ответственности применимые ко всем совместным проектам. Требовать четких критериев устойчивости для энергетических проектов совместных гос.фондов.
- Обратиться к ведущим китайским и иным международным инвесторам в энергетический сектор, и, в первую очередь государственным корпорациям, с предложениями по соблюдению международных стандартов экологической ответственности при планировании энергетических проектов в России и проведении консультаций с общественностью. Предложить ответственным ведомствам внедрить экологические критерии в систему оценок нового российско-китайского рейтингового агентства
- Организовать проведение функционального зонирования пойм и регламентации хозяйственной деятельности в паводкоопасных зонах бассейна реки Амур.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, государственным органам по охране окружающей среды субъектов Российской Федерации:
- Обеспечить применение стратегической экологической оценки воздействия реализации схем развития энергетики на речные бассейны.
- Обеспечить публикацию:
- — положений об особо охраняемых природных территорий федерального значения, их проектов, а также проектов вносимых в них изменений.
- — адресов интернет-сайтов, на которых содержится оперативная информация о качестве окружающей среды и деятельности по природопользованию.
- — массива объединенных обобщающих данных наблюдений о загрязнении воздуха в населенных пунктах, полученных подведомственными федеральным органам структурами за последние годы (включая возможность поиска по различным критериям).
- — на сайте Росводресурсов и/или его территориальных органов — утвержденных схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) и нормативов допустимого воздействия (НДВ), Правил использования водных ресурсов (ПИВР) и Правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ (ПТЭБ).
- Обеспечить доработку открытого ресурса Интерактивной информационной карты недропользования Российской Федерации, в том числе в части обеспечения включения в него перечня выданных лицензий на право пользование недрами и карты лицензионных участков, а также предоставления доступа физическим лицам. — Предусмотреть публикацию информации о выданных лицензиях за прошедший год в ежегодном Государственном докладе «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации».
- Дополнить «Методические рекомендации по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации» (письмо от 27 июля 2006 г. № 02-12-53/5987) рекомендацией об обязательной публикации на официальных сайтах органов власти субъектов Российской Федерации электронных версий официальных изданий Красных книг субъектов Российской Федерации в полном объеме.
- Создать условия обеспечения технической возможности публикации разрешений на сброс и выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты со стационарных объектов, являющихся объектами федерального экологического контроля,
- Внести изменения в нормативные правовые акты о порядке разработки лесных планов субъектов РФ и лесохозяйственных регламентов лесничеств в части установления обязательности публикации указанных документов в полном объеме на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ.
- Включить в план работ по созданию государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) мероприятия по обеспечению возможности доступа граждан, некоммерческих, научных организаций к оперативной информации о качестве окружающей среды.
- Разработать и в установленном порядке внести изменения в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» об обязательном опубликовании на Едином портале regulation.gov.ru, а также на официальном сайте разработчика проекта нормативного акта утвержденных текстов документов, которые представлялись на общественное обсуждение. Разработать и внести в установленном порядке проекты внесения необходимых изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», а также в нормативные акты, регулирующие порядок проведения государственной экологической экспертизы, для обеспечения обязательной публикации заключений государственной экологической экспертизы и/или предоставление их по запросу граждан.
- Разработать и внести в установленном порядке поправки в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» понятие «экологическая информация» и привести в соответствие с ним терминологию, которая используется в других законодательных актах, регулирующих порядок предоставления информации в области охраны окружающей среды.
- Обеспечить разработку внесений изменений и дополнений в российское законодательство, направленные на его гармонизацию с положениями Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) в части обеспечения доступа общественности к экологической информации.
- Разработать критерии и нормативы определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также установить правовые режимы указанных лесов и участков лесов, с учетом сохранения редких видов и среды их обитания.
- Внести изменения в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, в части совершенствования охраны редких и уязвимых видов древесных растений, сохранения кормовой базы редких и промысловых видов животных и основы таежного промыслового хозяйства (липа).
- Увеличить численность государственных инспекторов, осуществляющих надзор в сфере охраны животного мира в субъектах РФ.
- Повысить уровень оснащения государственных органов, осуществляющих надзор в сфере охраны животного мира в субъектах РФ, современными транспортными и иными техническими средствами.
- Поручить Роснедра прекратить выдачу лицензий на разработку месторождений россыпного золота, как экономически и общественно неэффективных и экологически вредных.
- Исключить из противопаводковых мероприятий в бассейне реки Амур, строительство ГЭС оказывающих влияние на федеральные ООПТ.
- Совместно с Минэнерго РФ учитывать особенности разномасштабной климатической изменчивости и экстремальных гидрометеорологических аномалий в диспетчерских графиках работы Ангаро-Енисейского каскада и Зейской ГЭС.
Федеральному агентству по рыболовству, администрации Сахалинской области:
- Ограничить промысловую нагрузку на популяции тихоокеанских лососей при прибрежном промысле у берегов о. Сахалин (сократить длину неводов и их количество, особенно в «нерыбные» годы; в районах с истощенными популяциями вводить полный запрет на промысел; при полном запрете на вылов "дикой" рыбы разрешать промысел искусственной только непосредственно на забойках ЛРЗ).
- Запретить промысел тихоокеанских лососей и регулирование заполнения нерестилищ в реках Сахалинской области (регулировать пропуск на нерестилища только в море).
- Ввести мораторий на создание новых рыбопромысловых участков в реках Сахалинской области.
- Внедрять на государственном уровне спутниковый мониторинг соблюдения правил рыболовства при промысле лососей на ставных неводах.
- Повысить численность государственных инспекторов рыбоохраны и их зарплаты минимум в два раза.
- Практиковать внешнюю независимую оценку эффективности существующих лососевых рыбоводных заводов.
- Установить мораторий на строительство любых лососевых рыбоводных заводов в северо-восточном промысловом районе Сахалина для сохранения эталона генофонда "диких" популяций.
Органам исполнительной власти субъектов РФ:
- Организовать публикацию на официальных сайтах субъектов РФ положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, их проектов и проектов вносимых в них изменений, лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Государственным надзорным органам:
- Рекомендовать шире использовать данные дистанционного зондирования для мониторинга процессов природопользования и проведения надзорных мероприятий.