Экологические проблемы водоснабжения и водоотведения города Красноярска
15 мая 2015 г. принимал участие в работе круглого стола «Экологические проблемы водоснабжения и водоотведения города» в рамках межрегиональной конференции «ГОРОД. ЖКХ. ЭКОЛОГИЯ» (Красноярск, МВДЦ «Сибирь»). Сегодня, после согласования, подготовлен окончательный вариант рекомендаций этого круглого стола (см.ниже):
«Экологические проблемы водоснабжения и водоотведения города»
в рамках межрегиональной конференции «ГОРОД. ЖКХ. ЭКОЛОГИЯ»
Учитывая значительный износ системы водоснабжения Красноярского края, требующий вовлечения значительных финансовых ресурсов на модернизацию и реконструкцию объектов водопроводно-канализационных сетей и очистных сооружений участники круглого стола рекомендуют:
1. Правительству Красноярского края:
— предоставить в комитет по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного Собрания Красноярского края результаты проработки предложений направленных в адрес Правительства края Ассоциацией производителей услуг водоснабжения и водоотведения Красноярского края №166 от 04.06.2013 г.
— доработать и утвердить «Концепцию обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества до 2025 года» (далее — краевая Концепция) и внести в нее следующие изменения:
а) продлить срок реализации краевой Концепции до 2030 года;
б) учесть в краевой Концепции основные положения «Концепции стратегии развития водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации до 2030 года»;
в) включить в краевую Концепцию раздел — экологическая политика в сфере водопроводно- канализационного хозяйства;
— в целях снижения уровня износа и повышения надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований края рассмотреть возможность привлечения дополнительных источников финансирования путем заключения концессионных соглашений, а также рассмотреть возможность увеличения лимита финансирования в период 2015-2016 годов мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, реализуемых в рамках подпрограмм «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» на 2014-2016 годы и «Чистая вода Красноярского края» на 2014-2016 годы государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности»;
— определить тарифную политику в Красноярском крае на услуги водоснабжения и водоотведения на 2016 и последующие годы, в том числе:
а) для промышленных предприятий и прочих организаций;
б) для населения;
2. Министерству строительства и ЖКХ:
— учитывая низкую готовность предприятий ВКХ к переходу с 1 июля 2015 года на новую систему взимания платы за HBOC, совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Ассоциацией производителей услуг водоснабжения и водоотведения Красноярского края провести совещание по следующим вопросам:
— уточнение порядка начисления и внесения платы предприятиями ВКХ и абонентами за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения;
— определение порядка взаимоотношений предприятий ВКХ с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и уполномоченными органами Правительства Красноярского края по осуществлению корректировки размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий;
— довести до организаций осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения механизмы возврата организациям ВКХ средств, поступивших в счет платы за HBOC от нормируемых абонентов;
— в рамках рабочего совещания рассмотреть вопрос о необходимости оборудования установками приготовления доброкачественной питьевой воды или организации её доставки населению на территориях северных районов края (Туруханский, Таймырский и Эвенкийский муниципальные районы);
— рассмотреть возможность внедрения современных технологий направленных на повышение эффективности функционирования систем водоснабжения и водоотведения и очистных сооружений:
а) использование гидропневматического аэратора, разработанного инновационной компанией «Аэрационные системы» в организации биологической очистки сточных вод;
б) использование бестраншейного способа ремонта водоводов, а также канализационных трубопроводных систем из глазированной керамики производства компании «STEINZEUG-KERAMO» с возможностью организации производства на территории Красноярского края;
в) использование биосорбционной технологии очистки сточных вод, на основе сорбента образующегося в результате газификации угля на муниципальных котельных (опыт котельной Карбоника на Мечникова 54, и г. Дивногорска), разработанной компанией «Карбоника»;
— проработать с органами местного самоуправления вопросы по:
а) разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвердить в установленном порядке в соответствии с требованиями п. 1.6, п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
б) исключения в границах первого пояса ЗОНЫ санитарной охраны водозаборных сооружений размещение огородов, жилых домов и других объектов, являющихся источниками биологического и химического загрязнения подземных и поверхностных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02;
в) разработке и согласованию с органом, осуществляющим санитарноэпидемиологический надзор, рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды, утвердить на соответствующих территориях в соответствии с требованиями части 2 статьи 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 5, 12, 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г. №10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, в соответствии с п. 2.6. СП 1.1.1058-01;
г) обеспечению проведения производственного контроля, в том числе лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г. К 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п. 3.3, и. 3.4.1, п. 4.2, п. 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01;
д) обеспечению качества питьевой воды в соответствии с гигиеническими нормативами по микробиологическим, паразитологическим, органолептическим, химическим, радиационным показателям в соответствии с п. 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01;
е) обеспечению использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения при наличии санитарноэпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.99 34 52-ФЗ;
ё) разработке программ обеспечения качества питьевой воды на уровне администраций городов, районов с учётом положений долгосрочной целевой программы «Чистая вода Красноярского края» на 2012 — 2017 годы;
ж) внедрению индустриальных методов дегельментизации/дезинвации осадков сточных вод, в том числе с применением овицидов биологического ингибирования-стимулировния, от возбудителей паразитарных заболеваний;
3. Региональной энергетической комиссии Красноярского края:
— при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения рассмотреть выполнения требований «Концепции модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов муниципальных образований Красноярского края до 2018 года» в части включения в структуру тарифов расходов на капитальный ремонт объектов и систем водоснабжения и водоотведения в размере не менее 20% от стоимости услуг;
4. Комитету по промышленности и вопросам жизнеобеспечения:
— совместно с Министерством строительства и ЖКХ, Региональной энергетической комиссией Красноярского края и членами Ассоциации производителей услуг водоснабжения и водоотведения Красноярского края обсудить на заседании комитета тарифную политику на услуги водоснабжения и водоотведения, рассмотреть возможность разделения тарифов для населения и промышленных предприятий, а также условия перехода к установлению долгосрочных тарифов для реализации концессионных соглашений;
— рассмотреть на комитете по промышленности и вопросам жизнеобеспечения проект «Концепции обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества до 2025 года»;
— провести выездное заседание комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения, совместно с представителями надзорных органов, экологической палатой Гражданской Ассамблеи на правобережных очистных сооружениях по вопросу возможности внедрения современных технологий в систему очистки стоков;
— провести выездное совещание комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения, совместно с представителями надзорных органов, экологической палатой Гражданской Ассамблеи на котельной «Карбоника» (Мечникова 54) по вопросу применения технологии частичной газификации угля, как способ радикального повышения экономической и экологической эффективности малой энергетики и организации биосорбционной технологии очистки сточных вод;
5. Органам местного самоуправления Красноярского края:
а) провести мероприятия направленные на выявление бесхозных объектов водоснабжения и водоотведения с целью принятия их в собственность муниципального образования и передачи в аренду эксплуатирующим организациям;
б) обеспечить в соответствии с ФЗ-416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» принятие мер по устранению нарушений санитарного законодательства и приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, обеспечить производственный контроль качества воды;
в) усилить контроль за организацией систем водоснабжения и функционированием систем очистки стоков в коттеджных посёлках, расположенных в границах муниципальных образований и инициировать комплексные проверки на предмет предотвращения сбросов хозяйственно-бытовых сточных вод, опасных в эпидемиологическом отношении, в поверхностные водоемы и на открытую почву;
г) разработать и реализовать:
— целевые территориальные программы по улучшению водоснабжения населённых мест с утверждением объёма финансирования на реконструкцию и капитальный ремонт существующих сетей питьевых водопроводов, замене разводящих водопроводных сетей с учётом процента изношенности, с использованием пластмассовых и стальных труб с антикоррозийным покрытием;
— проектирование зон санитарной охраны водоисточников, организацию водоподготовки, обеззараживание воды источников питьевого водоснабжения от возбудителей паразитарных заболеваний с внедрением индустриальных методов дегельментизации/дезинвации осадков сточных вод, в том числе с применением овицидов биологического ингибирования- стимулировния;
— строительство централизованных систем питьевого водоснабжения в населённых пунктах, где население использует воду открытых водоёмов и нецентрализованных источников;
— программы по оснащению водозаборов централизованного питьевого водоснабжения системами обеззараживания воды, системами водоподготовки, совершенствования технологий водоподготовки, применение новых высокоэффективных реагентов и обеззараживающих веществ, оборудования необходимого комплекса сооружений очистки и обеззараживания питьевой воды на водопроводах, в зависимости от качества воды в водоисточнике, создания пунктов (узлов) доочистки и коррекции воды на водопроводах большой протяженности, где имеются условия для вторичного загрязнения воды в распределительной системе;
— разведку месторождений подземных вод, расположенных вне городской застройки; реализации постановления 1 525-п от 15.10.2009 г. «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны…» в части разработки проектов зон санитарной охраны (ЭСО) и утверждения границ ЭСО органами исполнительной власти Красноярского края (ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. К 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), после получения санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю и предварительного согласования с иными заинтересованными организациями; обеспечению выполнения мероприятий на территории зон санитарной охраны путем устранения и предупреждения возможности загрязнения природного состава воды в водозаборе; поддержанию функционирования сети нецентрализованного питьевого водоснабжения населенных мест: чистка колодцев (каптажей) не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления и дезинфекцией водозаборных сооружений; строительству и развитию централизованных систем питьевого водоснабжения в населенных пунктах, где население использует воду открытых водоемов без соответствующей водоподготовки и нецентрализованньтх источников; в сельской местности, где процент обеспеченности централизованным водоснабжением менее 50%; исключению сброса сточных вод в водные объекты в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны водоисточников;
д) обеспечить утверждение технического задания на разработку инвестиционных программ развития систем водоснабжения и водоотведения и согласование данных программ;
6. Прокуратуре Красноярского края:
— в целях защиты интересов жителей муниципальных образований (неопределенного круга лиц) поручить территориальным органам прокуратуры провести мероприятия по проверке муниципальных образований на предмет наличия бесхозных объектов водоснабжения и водоотведения и инициировании судебных исков в отношении муниципальных органов власти на предмет понуждения принятия в собственность таких объектов;
7. Ассоциации производителей услуг водоснабжения и водоотведения Красноярского края:
— принять активное участие в развитии законодательной базы, направленной на эффективное функционирование системы водоснабжения и водообеспечения;
— рассмотреть возможность внедрения современных технологий направленных на повышение эффективности функционирования систем водоснабжения (водоотведения) и очистных сооружений, в том числе с учетом возможности снижения финансовой нагрузки на население, предприятиями, входящими в состав ассоциации:
— провести рабочее совещание членов ассоциации по вопросам, указанным в п.2, п.З, п.4 данных рекомендаций;
— усилить контроль за организацией систем водоснабжения и функционированием систем очистки стоков в коттеджных посёлках, провести комплексные проверки на предмет предотвращения несанкционированных сбросов жидких отходов на открытую почву и речную систему.
Результаты рассмотрения рекомендаций круглого представить на рассмотрения комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного Собрания Красноярского края в срок до 01.09.2015 г.
Модератор круглого стола
А.А. Черных, депутат ЗС Красноярского края