Будущее зеленых насаждений Красноярска: ответ департамента горхозяйства
В конце весны мы проводили круглый стол «Есть ли будущее у зеленых насаждений Красноярска?» и по итогам направили 15 предложений в адрес администрации города Красноярска:
1. Обеспечить участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений, связанных с озеленением города Красноярска, а также общественный контроль в процессе их реализации
2. Принять отдельную муниципальную программу широкомасштабного озеленения города Красноярска
3. Пересмотреть порядок сноса зеленых насаждений на территории г.Красноярска с целью обеспечения максимального сохранения существующих зеленых насаждений
4. Обеспечить безусловное выполнение принятого администрацией г.Красноярска Регламента компенсационных посадок, в том числе в части привлечения экоНКО
5. Создать реестр зелёных насаждений г. Красноярска и не допускать иного использования площадей, занятых под зелёные насаждения, т.е. не строить в парках ларьков, широченных дорожек и прочего.
6. Повысить разнообразие растений, высаживать больше новых для города пород: рябина, берёза, черёмуха Маака, дуб и т.п.
7. Ввести лицензирование деятельности по спилу (обрезке) деревьев.
8. Прекратить варварское уничтожение деревьев под видом «омолаживающей обрезки» со стороны УЗС, управляющих компаний и администраций районов.
9. Заменять старые, больные деревья новыми.
10. Сформировать экологический каркас города – зелёных площадей, разбросанных по территории города.
11. Вести просветительскую работу среди населения о роли деревьев в жизни города и человека.
12. Шире использовать возможности инструментального анализа (в частности, агрохимического) при планировании и мониторинге состояния зеленых насаждений.
13. Содействовать организации и проведению эффективного общественного контроля производства компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Красноярска взамен утраченных при подготовке объектов Универсиады-2019.
14. Активнее привлекать общественных экологических инспекторов к контролю за состоянием зеленых насаждений в черте города.
15. Использовать результаты работы информационно-аналитической системы «Управление качеством и эффективностью функционирования системы озеленения города» при организации экологического каркаса города, при оценке комфортности городской среды, для эффективного управления зеленым строительством города, при реконструкции объектов озеленения, при разработке технологий по эксплуатации растительных сообществ в различных условиях, как источник достоверной и оперативной экологической информации.
Вчера получил многостраничный ответ от департамента горхозяйства администрации города Красноярска, где много общих слов, ссылок на нормативные документы и оптимистичной статистики, но из 15 наших предложений ответ по существу дан только на одно: сделать проведение работ по обрезке деревьев лицензируемым видом деятельности (как мы предлагали) могут только федеральные органы власти.
Остальные наши предложения (в том числе принятие отдельной муниципальной программы широкомасштабного озеленения города, создание реестра зеленых насаждений, пересмотр порядка выдачи разрешений на снос деревьев и т.п.), видимо, не требуют вмешательства федеральных органов власти, поэтому департамент горхозяйства предпочел их просто не заметить.
Хорошая, кстати, иллюстрацию на тему «А что вы только критикуете? Вы предлагайте!»
Уважаемый Александр Анатольевич!
Ваше обращение об охране зеленых насаждений в городской черте департаментом городского хозяйства рассмотрено.
Одной из основных задач администрации города является организация городской среды, обеспечивающей комфортную жизнедеятельность населения. Решение данной задачи напрямую зависит от формирования социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, а также от сохранения и развития экологического каркаса города, включающего в себя системы озелененных территорий специального назначения (защитное озеленение), рекреационные системы (лесопарки, парки, скверы и иных рекреации в местах проживания и отдыха населения), городские леса.
Генеральный план города является основным стратегическим документом территориального планирования, обеспечивающим устойчивое перспективное социально-экономическое развитие городских территорий.
При разработке Генерального плана анализировалось существующее экологическое состояние города, по результатам которого подготовлены планировочные мероприятия по охране окружающей среды.
Генеральным планом предусмотрено значительное увеличение территорий зеленых насаждений в границах городского округа город Красноярск. Предполагается увеличение площади городских лесов и городских рекреаций за счет озеленения урбанизированных территорий, размещения новых городских парков, бульваров, скверов и восстановления зеленых насаждений существующих рекреационных объектов.
Помимо рекреационных озелененных территорий значительная роль отведена зелёным насаждениям специального и ограниченного пользования, которые будут способствовать улучшению микроклимата и комфортности проживания в городе. Такие насаждения представлены, в первую очередь, защитным озеленением в санитарно-защитных зонах вокруг промышленных предприятий, посадки которого образуют систему продуваемых коридоров,
способствующих отвердению токсичных газообразных выбросов и проветриванию территории. Защитные зеленые насаждения улиц изолируют пешеходные пути и прилегающие территории от проезжей части, улучшают санитарно-гигиенические и микроклиматические условия застройки, а также повышают эстетические качества ландшафта.Генеральный план является базовым документом для последующей разработки документов градостроительного зонирования — Правил землепользования и застройки, которыми закрепляется правовой режим земельных участков, определяются и координируются границы территориальных зон, устанавливаются виды разрешенного использования и предельные параметры строительства. Данный документ обеспечивает создание условий для устойчивого развития территорий, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, создания условий для привлечения инвестиций.
На основании вышеуказанной градостроительной документации осуществляется подготовка документации по планировке территории (далее — ДПТ).
В составе ДПТ формируется микроклимат элементов планировочной структуры, увязанный с общим зеленым каркасом города. Проектами планировки предусматривается создание единой системы озелененных пространств во взаимосвязи с характером застройки, рельефом, акваториями Енисея, малых рек и ручьев, городскими лесами и лесопарками, равномерно распределенных по территории города и удобно связывающих селитебную территорию с общественными центрами и местами отдыха населения.
Вся документация по планировке территорий разрабатывается в соответствии с действующими градостроительными нормативными документами. В состав проектов планировки входят материалы, предусматривающие природоохранные мероприятия, направленные на смягчение вредного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты составляет 6418 га, из них: площадь насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) — 348 га, лесопарков — 1385 га, городских лесов — 4598 га и площадь озеленения автомобильных дорог местного значения — 87 га. ,
Только за последние пять лет за счет средств бюджета города и частных инвесторов реконструировано и создано 152 объекта — это парки, скверы, аллеи, бульвары.
Активно ведется работа по посадке зеленых насаждений в рамках ежегодных акций по санитарной очистке и уборке — весеннего и осеннего двухмесячников по благоустройству и озеленению города «За чистый город, чистую Сибирь». За период с 2013 по 2017 годы высажено более 130 тыс. шт. деревьев и кустарников.
Основным мероприятием по уходу за надземной частью растений (зеленых насаждений) является обрезка деревьев.
Обрезка зеленых насаждений, произрастающих на территории общего пользования города и включенных в реестр содержания, осуществляется муниципальным предприятием г. Красноярска «Управление зеленого строительства» (далее — МП «УЗС») в рамках муниципального контракта от 26.12.2016 № Ф.2016.416862 на выполнение работ по содержанию объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства в городе Красноярске в 2017 году.
Обрезка выполняется квалифицированными садово-парковыми рабочими под руководством начальника (мастера) с соблюдением технологии производства работ, сроков проведения, биологических особенностей роста и развития растений.
В зимний период 2016-2017 гг. специалистами МП «УЗС» на примере зеленых насаждений, произрастающих по ул. Новой и Щербакова в Кировском районе города проведено обучение рабочих муниципального предприятия г. Красноярска «Красноярскгорсвет», с целью обрезки деревьев, растущих в непосредственной близости к электросетям.
Вместе с тем, проведение работ по обрезке деревьев в настоящее время не лицензируется, осуществлять обрезку деревьев может любая организация, частный предприниматель или иное лицо, вследствие чего зеленым насаждениям после проведения «такой» обрезки может быть нанесен существенный ущерб.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен статьей 12 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Внесение изменений и дополнений данный нормативно-правовой акт находится в правовом поле федеральных органов власти.
Взаимоотношения правообладателей земельных участков, и подрядных организаций, оказывающих услуги по обрезке зеленых насаждений регулируются гражданско-правовыми договорами.
Вместе с тем, работы по обрезке должны выполняться в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию крон деревьев и кустарников в структуре городского ландшафта города Красноярска, утвержденными распоряжением администрации города от 27.06.2014 № 49-гх.
Согласно п. 6.10 Правил благоустройства территории города Красноярска на территориях, занимаемых зелеными насаждениями, в том числе запрещается ломать деревья, кустарники, сучья и ветви, срывать листья и цветы, засорять газоны, самовольно сносить, повреждать, уничтожать зеленые насаждения.
За нарушение Правил благоустройства, в соответствии со статьей 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность.
Функции по исчислению размера ущерба, причиненного зелёным насаждениям, вследствие нарушения законодательства, возложены на муниципальное казенное учреждение г. Красноярска «Центр недвижимости» (далее — МКУ «Центр недвижимости»).
Информация о нарушении установленных правил обрезки, поступающая в департамент городского хозяйства перенаправляется в МКУ «Центр недвижимости» для проведения комиссионного обследования деревьев и кустарников. При выявлении нарушений, материалы направляются в административные комиссии и правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.
Вынужденный снос деревьев и кустарников (снос совокупности древесно-кустарниковых, травянистых и цветочных растений, почвенного покрова, выполнение которого объективно необходимо) на территории города осуществляется в соответствии с Порядком сноса зеленых насаждений на территории г. Красноярска, утвержденным постановлением Главы города от 21.06.2006 № 535.
После поступления заявления на снос зеленых насаждений муниципальное казенное учреждение г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее — МКУ «УДИБ») организует обследование указанного участка. В результате осмотра определяется количество, видовой состав и качественное состояние зеленых насаждений, производится расчет восстановительной стоимости, в соответствии с утвержденной Методикой определения восстановительной стоимости зеленых насаждений в случае их вынужденного сноса или повреждения, и оформляется акт.
Если по результатам обследования возможна пересадка деревьев и кустарников, то она должна быть осуществлена за счет средств Заявителя.
Замена аварийных, сухостойных и фаутных деревьев, произрастающих на территориях общего пользования и включенных в реестр содержания, производится в рамках муниципального контракта от 26.12.2016 №0.2016.416862.
В целях сохранения городских лесов города Красноярска, администрацией города проведено лесоустройство, сформировано Городское лесничество, лесные участки поставлены на государственный кадастровый учет. Результаты лесоустройства, количество лесничеств и их границы утверждены в установленном порядке в Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз г. Москва) Приказом от 26.06.2012 № 285. С этого момента городские леса города Красноярска получили правовой статус «защитные леса». В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса разработан лесохозяйственный регламент, являющийся основополагающим документом при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент утвержден постановлением администрации города Красноярска от 19.09.2012 № 405. Согласно данному документу защитные леса подлежат освоению исключительно в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов; проведение сплошных рубок лесных насаждений, размещение в лесах объектов капитального строительства, изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В целях охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования, в соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края от 26.05.2016 № 248-рг «О мерах по охране зеленых насаждений, расположенных в городе Красноярске, в период подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года» издано постановление администрации города от 08.06.2016 № 309 «Об особенностях сноса зеленых насаждений на территории города Красноярска на земельных участках, предоставленных для возведения объектов капитального строительства XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, и внесению изменений в постановление Главы города от 21.06.2006 № 535». Данным правовым актом определены меры компенсации за снос зеленых насаждений, предусматривающие: оплату восстановительной стоимости в соответствии с Методикой определения восстановительной стоимости зеленых насаждений в случае их вынужденного сноса или повреждения, утвержденной Постановлением Главы города от 21.06.2006 № 535, в двойном размере за каждое сносимое зеленое насаждение; посадку на территории города Красноярска за счет средств заявителя зеленых насаждений в количественном соотношении к снесенным зеленым насаждениям 2 к 1 и обеспечение их подкормки и полива в течение трех лет.
Распоряжением администрации города от 05.04.2016 № 27-гх утвержден Регламент выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Красноярска, в случае сноса зеленых насаждений на земельных участках, предоставленных для возведения объектов капитального строительства XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.
Учет зеленых территорий, установление ограничений в пределах территорий зеленого фонда и компенсационное озеленение предусмотрено проектом Закона Красноярского края «Об охране зеленого фонда городских и сельских поселений Красноярского края».
Перечисленные мероприятия, в рамках действующего законодательства, направлены на сохранение зеленых насаждений, упорядочение сноса и пересадки деревьев и кустарников, а также возмещение ущерба при утрате объектов озеленения на территории города Красноярска.
Заместитель руководителя департамента по благоустройству
Л.П. Волков