Предложения Сосновской коалиции экологических НПО Сибири и Дальнего Востока для резолюции ОГФ-2015
1. Внести в Правительство РФ предложение — организовать и провести в конце 2016 года межведомственную общероссийскую конференцию по анализу социально-экологических и экономических аспектов и последствий упадка, развития или стагнации в разных секторах угольной отрасли (добыча, энергетика, экспорт, транспортировка) с привлечением соответствующих подразделений Минпромторга, Минэкономики, Минвостокразвития, Минприроды, Госстандарта и других ведомств, а также представителей национальных и региональных общественных организаций и региональных администраций. Обеспечить выработку Концепции угольной отрасли на ближайшие 15 лет с учетом параметров Энергетической стратегии и программных документов развития угледобывающих и экспортных регионов.
2. Предложить профильному Комитету Госдумы подготовить к внесению на рассмотрение Госдумы РФ законопроект об ООПТ, исключающий навязываемое Минприроды РФ развитие туризма и туристической инфраструктуры, проведение санитарных рубок и профилактических отжигов на территории заповедников. Обеспечить реализацию инициативы Администрации Президента РФ об учете интересов КМНС на территориях их традиционной хозяйственной деятельности, попадающей в границы национальных парков, путем сбалансированного зонирования и обязательного включения представителей общин КМНС в руководящие органы нацпарков.
3. Обратиться в Минприроды РФ, Росприроднадзор, Росрыболовство, Росводресурсы и другие заинтересованные организации с требованием усилить контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства и нормативов предприятиями, осуществляющими добычу россыпного золота на водосборных площадях рек ДВ и Сибири. Включить в перечень существенных условий лицензионных соглашений выполнение природоохранных требований, при невыполнении которых действие лицензий должно быть прекращено. Провести детальное обсуждение проекта нормативного акта, регламентирующего добычу золота способом «вольного приноса» в заинтересованных регионах с целью внесения в него региональных ограничений во избежание массовых правонарушений.
4. Обеспечить широкое общественное обсуждение Проекта ФЗ о размещении отходов в водоохраной зоне озера Байкал (в части предлагаемых изменений в статью 65 Водного кодекса РФ и статью 3 федерального закона «Об охране озера Байкал»).
5. Призвать региональные общественные организации контролировать процессы кадастрового учета, охраны и экологически грамотного использования защитных и рекреационных лесов в границах городских округов, привлекая правоохранительные, надзорные и судебные органы к обеспечению полного соблюдения экологического и лесного законодательства при освоении городских и пригородных лесов. Разработать и внести в установленном порядке изменения в Градостроительный кодекс РФ, другие законодательные и подзаконные акты России для обеспечения охраны и расширения зеленых насаждений и городских лесов, необходимых для реализации права городов на благоприятную окружающую среду, в том числе обеспечивающие обязательное установление нормативов для населенных пунктов в разных природных зонах
6. На основе документов разработанных НПО для G20 и БРИКС сформулировать и принять Рекомендации гражданского общества к инвестициям и политике развития в рамках проекта «Шелкового Пути». Предложить правительствам государств, заинтересованных в развитии «Шелкового Пути», разработать и принять документы стратегического планирования, предусматривающие приоритетность зеленой экономики, в том числе возобновляемой энергетики и природосберегающих технологий. Признать важность создания международного общественно-государственного консультативно-координационного органа по анализу инициатив, структур и проектов с участием представителей общественных организаций и правительств вовлеченных стран Азии и регионов России, международных организаций и независимых экспертов, в том числе с правом организации процедуры СЭО наиболее существенных региональных программ и проектов.
7. Обратиться в Минприроды РФ с требованием безотлагательно реализовать Рекомендации рабочей группы по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей открытость экологической информации и право применения, утвержденные Заключением Общественного совета при Минприроды России №68/15-з от 24.12.2014 г.
8. В процессе доработки и принятия изменений в действующее законодательство по ООС считаем необходимым ускорить совершенствование механизма правового регулирования оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, в том числе предусмотрев законодательное закрепление обязательного общественного обсуждения воздействия на окружающую среду планируемой крупномасштабной хозяйственной деятельности;
9. Предусмотреть ревизию Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», исключив ослабление требований российского законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсов на этих территориях, высказанное в ходе общественного обсуждения, но проигнорированное при принятии закона.
10. Ускорить внесение на рассмотрение Госдумы проекта ФЗ «Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов России».
11. Ускорить разработку нового Лесного кодекса РФ, основанного на принципах принятой Лесной политики, требованиях практики лесопользования и лесного хозяйства в разных регионах РФ, учитывающего предложения природоохранной и лесной общественности и опыт лесопожарных катастроф последних лет.
12. Обратиться в МИД РФ, существующие межправительственные структуры по экономическому взаимодействию РФ-Монголия и заинтересованные международные финансовые институты с настоятельной просьбой пересмотреть планы правительства Монголии по строительству серии ГЭС в бассейне реки Селенга, нарушающие требования Конвенции ООН «О Всемирном наследии» в части сохранения объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал», а также Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Просить Правительство РФ обратиться к правительствам Монголии и Китая с предложением ввести мораторий на строительство и финансирование крупнейшей из планируемых ГЭС Эгиийнгол.
13. Предложить правительственным органам РФ, занятым разработкой и корректировкой стратегических документов по развитию Дальнего Востока и Сибири окончательно исключить из рассмотрения и упоминания в региональных планах и программах идею переброски части стока сибирских рек в регионы центральной Азии как экологически опасную и экономически необоснованную.
14. Рекомендовать Минприроды России и Росводресурсам в Методических указаниях по разработке правил использования водохранилищ (ПИВР) определить набор экосистемных требований к режиму функционирования гидроузлов с целью определения величины, периодичности и сроков экологических попусков и правил их интеграции в диспетчерский график управления водным режимом водохранилища. Просить Минприроды России и Госдуму РФ о скорейшем включении ПИВР в объекты экологической экспертизы.
15. Обратиться в Рослесхоз, Минпромторг и правительство Забайкальского края с предложением об обеспечении открытости информации для населения и проведения консультаций с общественностью при планировании и реализации крупных лесного сектора, в частности, проекта строительства Амазарского целлюлозного комбината. Просить Минприроды России и Минэкономразвития РФ оценить социально-экологические и экономические последствия разных вариантов реализации проектов российско-китайского сотрудничества в рамках «Шёлкового пути» на границе Китая, Монголии и России для выявления оптимальных для стратегического развития востока России вариантов.