Красноярский край расщепляет северный завоз
Госкорпорация «Росатом» заявила о намерении построить в России пять малых атомных электростанций. Они разместятся в самых труднодоступных уголках страны. По сути, это пилотный проект, который на практике докажет перспективность направления. Главная цель – международный рынок. Переговоры о строительстве ведутся со многими странами. Их исход будет зависеть от того, насколько успешно зарекомендуют себя будущие малые АЭС в России. Одним из первых регионов, который рассчитывает разместить у себя такой объект, является Красноярский край. Площадка под строительство выбрана в Эвенкии. Регион тратит сотни миллионов рублей в год на обеспечение топливом территории, где зимой минус 50 градусов – привычная температура. Появление постоянного источника энергии разом решит множество его проблем.
Дело за малым
Атомные электростанции малой мощности, или малые АЭС, – программный проект госкорпорации «Росатом», который она масштабно презентовала в начале прошлого года. Он предназначен для удалённых районов с неразвитой сетевой инфраструктурой. Источником энергии на таких АЭС должен стать реактор серии РИТМ. Изначально его разрабатывали для атомных ледоколов и плавучих АЭС. Реактор имеет высокий уровень защищённости благодаря комбинации активных и пассивных систем безопасности. Это предотвращает возможность аварии и выброса радиоактивных веществ в окружающую среду.
Кстати, нечто подобное в крае уже практикуется. На Таймыре работает атомный ледокол «Авраамий Завенягин», способный заходить в устье Енисея. На случай возникновения коммунальных чрезвычайных ситуаций отработана практика подключения к нему энергосистемы Дудинки. То есть судно становится плавучей ТЭЦ, способной обеспечить теплом и светом город с населением 20 тысяч человек.
Первые пять малых АЭС в России построят в Красноярском крае, Якутии и на Чукотке. «Если мы хотим развивать Арктику, надо ставить там малые станции. С руководителями регионов мы создали совместную рабочую группу», – заявил в конце августа советник по науке «Русатом Оверсиз» Семён Мушер.
При этом «Росатом» ведёт переговоры по малым АЭС с более чем 10 странами. С некоторыми из них уже подписаны меморандумы о сотрудничестве.
«Есть задачи, которые почти невозможно решить без малых АЭС. Такие станции – идеальное решение для удалённых регионов. Они обеспечивают долгосрочную предсказуемость цен на электроэнергию при реализации крупных промышленных проектов. Ещё одно преимущество атомных станций – безуглеродность», – считает первый заместитель генерального директора «Росатома» Кирилл Комаров.
Лампочка Владиленовича
Конкретика относительно реализации проекта в его красноярской части планировалась после Восточного экономического форума, который прошёл 11–13 сентября. В его рамках предполагалось подписание соглашения между «Росатомом» и правительством Красноярского края, со сроками, суммами и параметрами строительства АЭС в Эвенкии. Однако оно не состоялось. Форум совпал по времени с выборами главы региона. Врио губернатора Михаил Котюков ещё официально не вступил в должность. Дату инаугурации региональные депутаты определят только 15 сентября. Кроме того, кадровые перестановки ждут региональный кабинет министров.
– Когда все эти вопросы утрясутся, тогда подписание состоится, – сообщает источник «Октагон.Сибирь» в правительстве.
АЭС в Эвенкии станет первым подобным объектом в Сибири. Строить её будут в райцентре – селе Байкит. И это всё, что известно на текущий момент.
– Инициатива исходит не от нас, а от «Росатома», который ведёт очень активную политику по строительству сети малых АЭС. Они обратились с предложением, и сейчас идёт обсуждение, на каких условиях можно осуществить такой проект. В любом случае к подобному предложению в правительстве региона относятся очень серьёзно, – говорит начальник отдела реализации мероприятий в энергетике министерства промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Светлана Оборонова.
Реализация проекта будет означать коммунальный переворот для Крайнего Севера. Сейчас он зависит от северного завоза. В случае с Эвенкией основные транспортные артерии – это Енисей и Подкаменная Тунгуска. Последняя отличается сложностью в навигации даже для опытных капитанов. В числе форс-мажорных обстоятельств возможны летние обмеления и лесные пожары, которые сводят видимость для судов к нулю. Доставка топлива в Эвенкию, по сути, всегда проходит в экстремальных условиях. В последние годы проблему удалось частично смягчить за счёт развития сети зимников для нужд нефтедобывающей отрасли. Но только появление постоянного источника позволит обеспечить стабильное энергоснабжение даже самых маленьких населённых пунктов Эвенкии.
«В Байките остро стоит проблема модернизации существующего энергооборудования. Туда нужно вкладывать миллиарды рублей. И лучше сразу искать более перспективный источник энергии», – отметил исполняющий обязанности министра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Александр Ананьев на форуме «Технопром», который прошёл в Новосибирске в конце августа.
Власти региона уверены: если наладить в районе стабильное энергоснабжение, туда потекут инвестиции. Ресурсные богатства Крайнего Севера могут обеспечить доходы бизнесу, который не идёт туда именно из-за больших инфраструктурных издержек. Пока основным ресурсом Эвенкии является нефть (Юрубчено-Тохомское месторождение), но в районе разведаны также немалые запасы угля.
Затопим, помолясь
Ядерная энергетика – отрасль, чувствительная для критики со стороны экологов. Особенно в таком районе, как первозданная эвенкийская тайга. Эвенкия уже становилась ареной для споров вокруг энергетических объектов в 2009–2010 годах, когда ПАО «РусГудро» прощупывало почву на предмет строительства Эвенкийской ГЭС на Нижней Тунгуске. Общественность приняла инициативу в штыки. В отличие от гидроэлектростанции, малая АЭС не подразумевает затопления огромных территорий, а потому к этой идее отношение немного другое, хоть и также настороженное.
«Технический прогресс – это всегда хорошо, если он идёт на пользу людям. Стабильное электроснабжение поможет нам во многом, спору нет, но хотелось бы знать, на каких условиях», – цитирует «Российская газета» главу старообрядческой общины в эвенкийском посёлке Бурный Николая Вершинина.
«Сейчас краевой бюджет компенсирует нам расходы на электроснабжение от дизель-генераторов, и, если строительство АЭС не изменит эту схему, мы – за»
(Николай Вершинин, глава старообрядческой общины в эвенкийском посёлке Бурный)
– Я не видел документации на малые АЭС для Эвенкии. Хотелось бы посмотреть и найти ответы на самые очевидные вопросы. Например, как эта малая АЭС будет управляться и обслуживаться? Речь идёт о принципе «включил и забыл», или же потребуется квалифицированный круглосуточный надзор за технологическим процессом? Как будет организован процесс загрузки и выгрузки ядерного топлива? Куда пойдут отработавшее ядерное топливо и радиоактивные отходы? На какой срок эксплуатации рассчитана АЭС? Как будет проведена рекультивация территории после её закрытия? Сколько десятков или сотен лет эта площадка будет являться зоной отчуждения? Наконец, если малая АЭС планируется к размещению в труднодоступном районе без железнодорожного сообщения, то резко возрастают риски транспортировки радиационно опасных материалов, – делится своим мнением с «Октагон.Сибирь» координатор программы «Безопасность радиоактивных отходов» Александр Колотов.
Алексей Бондарев («Октагон.Сибирь»)