8000 км: экологи посчитали протяженность загрязненных золотодобычей рек
За сезон 2023 года добытчики россыпного золота в регионах юга Дальнего Востока загрязнили больше восьми тысяч километров рек. Об этом «Комсомольской правде — Дальний Восток» рассказали сотрудники благотворительного фонда «Сохранение Сибири и Дальнего Востока», который в этом году вел спутниковый мониторинг загрязнений рек при добыче россыпного золота вместе с Центром спутникового мониторинга и гражданского контроля.
Специалисты отслеживают загрязнения от россыпной золотодобычи четвертый год подряд. В нынешнем сезоне мониторинг велся с 15 мая по 15 октября в Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, Еврейской автономной области и на Камчатке, за территорией Амурской области наблюдали только в июне и июле.
Экологи ищут загрязненные участки рек на находящихся в свободном доступе спутниковых снимках поверхности Земли, которые обновляются практически ежедневно. Реки с чистой водой на них отображаются черным цветом, а загрязненные участки – голубым. Чем больше взвесей в воде – тем насыщеннее цвет, поэтому такие участки хорошо видны.
Обнаружив загрязнение, специалисты измеряют его протяженность и находят место начала, после чего в открытых сервисах выясняют, какие золотодобывающие компании работают на реке.
«За этот период мы зафиксировали на Дальнем Востоке 213 случаев загрязнения взвесями рек ниже по течению от мест россыпной золотодобычи. Общая протяженность загрязненных участков водотоков составила 8119 километров. В целом, в сравнении с прошлым годом, ситуация не сильно изменилась. Где-то загрязнений стало чуть меньше, в некоторых регионах – немного больше», — рассказал руководитель фонда «Сохранение Сибири и Дальнего Востока», член общественного совета при федеральном агентстве водных ресурсов Александр Колотов.
Сомнительное лидерство
Больше всего замутненных рек в этом году нашли в Забайкальском крае. Здесь выявили 123 случая загрязнения, которые растянулись на 4704 километра – на три с половиной сотни километров больше, чем в 2022 году.
Из-за сокращенного периода мониторинга Амурская область в этом году уступила Забайкалью сомнительную «пальму первенства», которую держала все годы мониторинга. В 2022 году протяженность загрязненных неочищенными водами участков амурских рек достигла почти семи тысяч километров. Впрочем, «постарались» старатели региона и в этом сезоне. Всего за два месяца они 43 раза успели сбросить неочищенную воду, загрязнив 1793 километра рек.
Замыкают список
То есть, за два месяца в Приамурье спустили в реки грязи больше, чем вместе взятые добытчики из Хабаровского края, ЕАО, Приморья и Камчатки за весь пятимесячный период мониторинга. В Хабаровском крае в этом году обнаружили 814 километров загрязненных рек, в Еврейской автономной области – 731 километр, в Приморье – 55 километров и 77 километров – на Камчатке.
Экологи ведут мониторинг не только и не столько для статистики. По каждому выявленному случаю они пишут обращения в государственные органы, контролирующие соблюдение золотодобытчиками законодательства по охране рек.
Как золотодобытчики загрязняют реки
Ущерб наносится старателями из-за нарушения технологий добычи. Загрязненная после промывки золотосодержащей породы вода должна собираться в специальных прудах-отстойниках, там очищаться и использоваться повторно. Но работы по созданию этих прудов стоят дорого, поэтому артели строят их меньшим объемом, чем нужно, и регулярно «освобождают», просто сливая грязную воду в реку. А некоторые старатели работают и вовсе на прямотоке, не задумываясь о создании каких-то очистных сооружений.
Разумеется, это запрещено. Если такой «маневр» вскроется, то он грозит компании огромными штрафами и исками за ущерб природе, которые могут доходить до десятков и сотен миллионов рублей. Но на Дальнем Востоке работают десятки артелей на нескольких тысячах лицензионных участков, как правило, находящихся на большом удалении от цивилизации. И постоянно контролировать всех их попросту невозможно, чем и пользуются недобросовестные золотодобытчики.
В общем, космический мониторинг является большим подспорьем для государственных инспекторов, потому что позволяет оперативно выявлять загрязнения и чаще всего создающие их компании, чтобы проводить уже адресные проверки нерадивых старателей.
«Согласно ответам надзорных органов, был проведен ряд проверок по обращениям, в том числе с выездом на участки выявленных загрязнений водных объектов. Согласно публикациям в СМИ, за отчетный период органами государственного экологического надзора в отношении компаний, ниже по течению от лицензионных участков которых нами были зафиксированы загрязнения водных объектов, возбуждались административные дела, рассчитывался ущерб окружающей среде, для некоторых компаний госорганы добивались приостановления деятельности на 60-90 дней», – сообщил Александр Колотов.
Юрий Гафаров («Комсомольская правда — Дальний Восток»)