Публичные слушания в Красноярске: недоразумение, халатность или фальсификация?
Месяц назад я уже подробно описывал опыт своего очередного участия в публичных слушаниях в Красноярске («Публичные слушания № 3: одобрямс-машина в действии»). В числе прочего я приводил и текст своего письменного обращения с замечаниями по проекту внесения изменений в Генеральный план города Красноярска в границах территории жилого района «Мичуринский».
Вчера сходил на почту и получил вот такой ответ на свое обращение:
Безусловно, радует, что мои замечания направлены разработчику проекта – ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» — для рассмотрения по существу. Быть может, они даже выкроят время и действительно ответят мне по существу.
Но вот утверждение о том, что мои замечания «будут отражены в протоколе публичных слушаний и заключении о результатах публичных слушаний» мне кажется, мягко говоря, преувеличением. И вот почему:
1. Протокол публичных слушаний № 3, состоявшихся 16 апреля 2013 г. в администрации Железнодорожного района города Красноярска (в которых, собственно, я и принимал участие), на сайте горадминистрации отсутствует (впрочем, также, как и протоколы остальных слушаний по данному вопросу).
2. В Заключении о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Красноярска в границах территории жилого района «Мичуринский» от 06 мая 2013 г. за подписью заместителя главы города, руководителя департамента градостроительства и председателя комиссии по проведению публичных слушаний А.Г. Лапицкого публичных слушаний № 3 в администрации Железнодорожного района как бы и не было – вместо этого слушания якобы два раза проходили в одном и том же актовом зале администрации Свердловского района по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 46.
То есть получается, что я присутствовал, выступал, фотографировал и голосовал на публичных слушаниях, которых, согласно итоговому документу, вообще не было.
< Ну хорошо, возможно, это просто техническая ошибка. Гораздо хуже другое: 3. В том же Заключении о результатах публичных слушаний обещанного отражения своих замечаний я также не обнаружил:
То есть когда заместитель главы города Красноярска А.Г. Лапицкий пишет, что «поступило одно письменное заявление с замечаниями по проекту» — речь идет, видимо, как раз о моем обращении (хотя, возможно, это слишком смелое предположение с моей стороны, учитывая, что слушаний в администрации Железнодорожного района как бы и не было). Но приводимые далее в документе замечания точно взяты из какого-то иного источника – мои замечания, как общего, так и частного характера, можно посмотреть здесь, и в Заключении о результатах слушаний упоминания о них вы не найдете.
Что это? Недоразумение? Халатность? Сознательная фальсификация?
Невелика разница, по большому счету. Потому что подобного рода публичные слушания в нашем городе регулируются Положением об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске. И механизм обжалования утверждаемых по итогам публичных слушаний результатов голосований, протоколов и заключения о результатах слушаний там просто отсутствует. Его там просто нет. Вообще. То есть депутаты горсовета Красноярска приняли это Положение 19 мая 2009 года, потом еще три года 4 (четыре) раза его переписывали, но так и не вспомнили о том, что неплохо было бы ввести хоть какой-то механизм контроля над теми, кто проводит слушания, считает голоса и подписывает итоговые документы.
И вот именно поэтому красноярское Положение об организации публичных слушаний считается одним из худших в нашей стране с точки обеспечения прав участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений. Именно поэтому институт публичных слушаний в нашем городе превратился в безликую «одобрямс-машину» с непременным участием массовки, имитирующей «глас народа». Именно поэтому каждое такое «публичное» «слушание» еще сильнее дискредитирует саму идею общественного участия в жизни города – и вместо актового зала районной администрации более предпочтительным становится вариант с выходом на площадь.
Можно ли исправить эту ситуацию в лучшую сторону?
Я думаю, что вполне. Давайте начнем с малого – хотя бы с кардинального изменения Положения об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске. Нынешние депутаты горсовета Красноярска оказались не в состоянии этого сделать. Что ж, тогда надо выбрать других, требуя от них в качестве предвыборного обещания обеспечить право любого горожанина на реальное участие в процессе принятия решений о судьбе своего родного квартала, района и города. Без обеспечения такого права Красноярск так никогда и не превратится в город для людей, оставшись исключительно городом для застройщиков.