Крепостной Красноярск
Жителей Красноярска медленно, но верно превращают в крепостных. А как еще назвать тот факт, что все инженерные сети (электричество, водопровод, канализация) каждой красноярской квартиры вскоре будут иметь одного хозяина-монополиста – и этим хозяином будет компания, почти наполовину принадлежащая частным бенефициарам? Прибавьте к этому еще и закон о прописке, который сейчас проходит утверждение в Госдуме – и параллель с крепостным правом возникает сама собой. Только вот Юрьев день на горизонте до сих пор не просматривается…
Впрочем, начну по порядку, с прекрасной новости, которой в начале недели поделился интернет-ресурс Sibnovosti.ru:
Администрация Красноярска по команде из правительства России, а также Красноярского края, расторгнет с ООО «КрасКом» договор аренды канализационных сетей, водопроводов, водозаборов, очистных сооружений и заключит договор с «РусГидро».
Конечно, ООО «КрасКом» — не та компания, по которой надобно лить слезы. Можно изучить соответствующий отчет Счетной палаты Красноярского края, а можно прочитать вот эту статью, чтобы лишний раз убедиться в том, что «Краском» — в лучшем случае «головоногий моллюск» с «необузданным аппетитом» (по мне, так это еще мягкое сравнение). Но на кого же меняют нашего «моллюска»?
Но учитывая то, что у «РусГидро» в Красноярске нет необходимых помещений, спецтехники, а главное, квалифицированных кадров, то более вероятен сценарий «слияния», «поглощения» или покупки управляющей компанией «РусГидро» всего имущества «КрасКома» вместе со зданием в центре Красноярска.
То есть федеральные власти берут и одним росчерком пера переводят всю канализацию и водопроводы миллионного Красноярска в качестве эксперимента на непрофильную компанию, у которой в этой сфере нет абсолютно ничего: не ресурсов, ни техники, ни опыта.
Ради чего? В чем смысл такой монополизации?
В правительстве страны считают, что единые центры управления водоводами и канализационными системами смогут сделать то, что не получается у частных компаний – эффективно реализовывать программы модернизации.
О да! Что касается «эффективной реализации» «программ модернизации» — тут компания «РусГидро» может дать фору многим.
«Эффективная реализация программы модернизации» началась на Саяно-Шушенской ГЭС только после катастрофы, унесшей 75 человеческих жизней. До этого, как выяснилось, под видом ремонта и модернизации шел откровенный распил денег «РусГидро».
«Эффективная реализация программы модернизации» физической защиты гидроэлектростанций «РусГидро» началась только после подрыва Баксанской ГЭС, куда террористы легко проникли через щель в заборе.
«Эффективная реализация программы модернизации» продолжалась на Загорской ГАЭС в таких масштабах, что даже президент страны был вынужден перед телекамерами отчитывать главу компании «РусГидро» за миллиардные хищения. Буквально позавчера МВД возбудило еще одно уголовное дело по факту хищения имущества в ОАО «РусГидро» — там тоже вряд ли обошлось без «модернизации».
Этот список «эффективно реализованных» программ можно продолжать еще долго. Хочу подчеркнуть главное: политика компании «РусГидро», большая часть акций которой формально принадлежит государству, все последние годы, по моему глубокому убеждению, является антигосударственной. «Антигосударственной» в том смысле, что интересы и жажда наживы частных акционеров компании раз за разом ставятся выше интересов государства. Это прекрасно демонстрируют и вышеупомянутые примеры «эффективной реализации» «программ модернизации», и совсем недавняя история с запуском Богучанской ГЭС, когда государство понесло некомпенсируемый ущерб в 94 млрд рублей, не успело спасти уникальные памятники культуры, миллионы кубометров леса и даже обеспечить безопасную утилизацию скотомогильников с возможным присутствием сибирской язвы. И все это – ради быстрейшего запуска БоГЭС и начала продаж электроэнергии, для которой еще даже нет местного потребителя. Это не государственный подход – это подход, который прямо противоречит государственным интересам.
Но разве эти факты интересны федеральным чиновникам?
Чиновники говорят, что государству необходим «надежный партнер», способный заниматься оперативным управлением сектора.
«Надежный партнер», если вы еще не поняли, это как раз компания «РусГидро» с ее вышеперечисленными «достижениями». Мне, правда, представляется, что надежным партнером она будет для различного рода схем с чиновниками, а не для нас с вами, конечных потребителей.
По иронии судьбы, почти пять лет назад (как быстро летит время!) на том же интернет-ресурсе Sibnovosti.ru вышла моя статья об экспансии в наш край новой московской структуры:
Прошедший сентябрь ясно обозначил еще одного крупного игрока на экономическом поле Красноярского края. ОАО «РусГидро» приобрело контрольный пакет компании «Красноярскэнергосбыт» — крупнейшего продавца электроэнергии в крае. Теперь в рамках одной бизнес-структуры будут сосредоточены и генерирующие мощности, и каналы сбыта (обслуживание более 90% потребителей электроэнергии в регионе). Если вам это напоминает монополию, то вам это только кажется: управление федеральной антимонопольной службы Красноярского края не усмотрело здесь ничего предосудительного, поскольку формально заниматься этими видами деятельности будут разные юридические лица.
Статья писалась в 2008 году, а сейчас уже 2013-ый. Теперь ОАО «РусГидро» получает в дополнение к генерации и сбыту электроэнергии, помимо прочего, еще и полный контроль над 1,1 тыс. км сетей водоснабжения и более 1 тыс. км канализационных сетей, семью водозаборами и двумя комплексами очистных сооружений Красноярска. Как, интересно, отреагирует УФАС по Красноярскому краю? Вероятно, снова не найдет монополию, поскольку формально «РусГидро» провернет уже апробированную схему, создав новое юридическое лицо под своим контролем – холдинг «Вода России». Непонятно одно: зачем тогда вообще нужно антимонопольное ведомство, если его можно обхитрить такими детскими уловками?
И последний, но, возможно, самый главный вопрос: кому теперь де-факто будет принадлежать власть в нашем городе? Если одна компания через разные юридические лица станет владеть всем энергоснабжением, водоснабжением, канализацией и частью энергогенерации, будет ли иметь значение, кого горожане выберут мэром? Если окончательные решения по коммунальному хозяйству сибирского города будут приниматься за тысячи километров от него, в московском офисе «РусГидро», может, проще сразу перевести весь штат департамента городского хозяйства Красноярска в столицу?
И вперед, прямиком в Россию XIX века, когда крепостные в провинциях обеспечивали безбедное существование столичной знати. Оброк теперь будет называться «коммунальными платежами», но принцип останется ровно тем же: выдоить со своих крепостных конечных потребителей последнюю копеечку, пользуясь своим завидным монопольным положением и безоговорочной поддержкой центральной власти.
Крепостной Красноярск?
Пользователь сослался на вашу запись в записи «Крепостной Красноярск?» в контексте: […] Оригинал взят у в Крепостной Красноярск […]