Открытость и публичность для Красноярска: ответ главного архитектора
Получил сегодня от главного архитектора города Красноярска официальный ответ на свое письмо с резолюцией круглого стола, который состоялся в библиотеке им. Горького в Международный день исторических памятных мест. Вот это письмо полностью:
Уважаемый Александр Анатольевич!
Ваше обращение Главе города Красноярска от 07.05.2014 № К-5097 о проведении открытых и публичных обсуждений всех градостроительных и организационных решений, касающихся сохранения культурного пространства, а также исторической памяти Красноярска на различных площадках с привлечением профессиональных специалистов и краеведов с учетом мнения жителей города, рассмотрено управлением архитектуры администрации города.
По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории города Красноярска определяется «Положением об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске», утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.02.2009 № 5-72 (далее -Положение).
На публичные слушания, согласно ст. 2 Положения, могут быть вынесены проекты правовых актов города по вопросам городского значения, а также вопросы, определенные законодательством.
Обсуждение Ваших вопросов, касающихся сохранения культурного пространства, могут быть рассмотрены в соответствии с порядком, определенным данным Положением.
Согласно ст. 3 п. 2 Положения в публичных слушаниях могут участвовать лица, имеющие право осуществлять городское самоуправление и составляющие в соответствии с Уставом города его население (далее также — участники слушаний).
В соответствии со ст. 6 указанного Положения, инициаторами проведения публичных слушаний могут быть: население города, городской Совет, Глава города.
Источником финансирования расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний, является бюджет города, если иное не установлено законодательством, Уставом города, иными правовыми актами города (статья 5 Положения).
Кроме того, согласно постановления администрации города Красноярска от 25.01.2013 № 30, создана комиссия по рассмотрению обращений об увековечении памяти граждан и исторических событий на территории города Красноярска (далее – Комиссия), в состав которой входят известные специалисты в области градостроительства и архитектуры, историки, краеведы, почетные граждане города, депутаты Красноярского городского Совета депутатов.
Основными функциями Комиссии являются рассмотрение обращений и подготовка заключений по вопросам увековечения памяти граждан и исторических событий на территории города Красноярска, демонтажа, переноса или реконструкции объекта увековечения памяти при его разрушении или невозможности восстановления. Комиссия имеет право публиковать в средствах массовой информации статьи и информационные сообщения по вопросам своей компетенции.
Также, в целях привлечения и принятия участия граждан в общественном обсуждении вопросов, связанных с решением актуальных для города проблем, организован отдельный раздел на сайте администрации города «Общественные обсуждения», где публикуются все вопросы, выносимые на общественное обсуждение. В данном разделе все заинтересованные лица также могут предложить тему для дискуссии, и если она найдет поддержку большинства, то будет выставлена для общегородского обсуждения.Заместитель Главы города –
руководитель управления
архитектуры, главный
архитектор города А.Ю. Макаров
Из этого ответа можно сделать вывод, что в противовес мнению участников нашего круглого стола главный архитектор города считает, что в настоящее время обеспечивается открытое и публичное обсуждение градостроительных и организационных решений, касающихся сохранения культурного пространства, а также исторической памяти Красноярска. Потому что есть утвержденное Положение об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске, и есть целая Комиссия по рассмотрению обращений об увековечении памяти граждан и исторических событий на территории города Красноярска. Разве этого не достаточно?
Разумеется, недостаточно.
Разве помогло существование утвержденного Положения об организации и проведении публичных слушаний уберечь наш город от закрытой и непубличной разработки и реализации проекта благоустройства части левобережной набережной Енисея от речного вокзала до Культурно-исторического центра?
От закрытого и непубличного представления на совещании в горадминистрации проекта застройки охранной зоны ЦПКиО им. Горького и вдоль улицы Горького?
Разве открытость и публичность выражается только в том, чтобы разместить в 2011 году на сайте горадминистрации 5 (пять) разных проектов благоустройства набережной, а потом в 2014 году только в ответ на специальный запрос признаться, что эти материалы «в настоящее время утратили свою актуальность» без всякого объяснения причин такой внезапной утраты актуальности? Русло Енисея изменилось? Река стала течь вспять? Или просто сменился главный архитектор города?
Но более всего поражает последний абзац письма. Главный архитектор города, он же заместитель Главы города, призывает граждан для общественного обсуждения пройти в сад в отдельный раздел на сайте администрации города, где «все заинтересованные лица также могут предложить тему для дискуссии, и если она найдет поддержку большинства, то будет выставлена для общегородского обсуждения». Видимо, прямо вот в этот пустой раздел: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/Pages/obsygdenya.aspx
Даже если граждане пройдут в указанном направлении и что-то там напишут – это ведь все равно что вилами по воде писать. Не попадают подобные «обсуждения в отдельном разделе» ни под Положение об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске, ни под Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Уж не говоря о том, что мифическая «поддержка большинства» оставляет массу возможностей для принятия только «нужной» темы для обсуждения.
Что касается упоминаемой главным архитектором Комиссии по рассмотрению обращений об увековечении памяти граждан и исторических событий на территории города Красноярска. Хочу предложить небольшой практикум для студентов-юристов:
Внимание – вопрос: какое обоснование можно было придумать комиссии по рассмотрению обращений об увековечении памяти граждан и исторических событий на территории города Красноярска, чтобы выдать положительное заключение о необходимости увековечения памяти Михаила Юрьевича Горшенева, актера, рок-музыканта, участника группы «Король и шут», в форме установки декоративной скамьи на набережной реки Енисей?
Для отличников дополнительный вопрос: каким образом такое решение могло быть принято при отсутствии Единой концепции развития левобережной набережной р. Енисей на долгосрочную перспективу, разработка которого будет осуществляться победителем конкурса, который планируется организовать совместно министерством строительства и архитектуры Красноярского края и Администрацией города Красноярска, однако сроки проведения конкурса в настоящее время не определены (цитируется по официальному ответу управления архитектуры)?
В общем, спасибо главному архитектору, что своим письмом он в очередной раз напомнил о том, что прозрачность, открытость и публичность принятия градостроительных решений (а также их логичность) в нашем городе просто зашкаливает.