Свинокомплекс в Большой Мурте: прокуратура требует устранить нарушения
По результатам нашей выездной общественной экологической инспекции получил подробный ответ от природоохранной прокуратуры с подтверждением фактов нарушений в работе свинокомплекса «Красноярский» в Большой Мурте. На предприятие наложен штраф в размере 300 тысяч рублей. Перечень всех нарушений в работе свинокомплекса занимает несколько листов (см. ниже).
Самые главные негативные моменты:
- лагуны (пруды-накопители) не огорожены и не освещены, отсутствует разрешение на их эксплуатацию;
- при въезде на территорию свинокомплекса отсутствуют дезинфекционные барьеры – машины, которые доставляют убойный скот, не проходят дезинфекцию;
- предприятие не соблюдает правила уборки мусора;
- площадка для временного хранения биоотходов не защищена от попадания осадков;
Кроме того, выяснилось, что свинокомплекс в Большой Мурте работает в отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны вокруг предприятия. На самом предприятии нет лаборатории с химическим, бактериологическим и гистологическим отделениями. Также не решен вопрос с очистными сооружениями.
По итогам проверки красноярская природоохранная прокуратура взяла дело на особый контроль и требует от руководства свинокомплекса «Красноярский» устранить все выявленные нарушения законодательства.
Уважаемый Александр Анатольевич !
Красноярской природоохранной прокуратурой рассмотрено Ваше обращение по фактам нарушений законодательства АО «Свинокомплекс «Красноярский».
В 2015 году, истекшем периоде 2016 года природоохранной прокуратурой в отношении АО «Свинокомплекс «Красноярский» проведены проверки в сфере соблюдения федерального законодательства. Так, в сентябре 2015 года с участием специалистов Министерства природных ресурсов и экологии и Службы по ветеринарному надзору Красноярского края проведена выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения закона в дея тельности АО «Свинокомплекс «Красноярский».
Установлено, что по адресу: ул. Октябрьская, здание 93, строение 2, пгт. Большая Мурта, Болынемуртинский район, Красноярский край АО «Свинокомплекс «Красноярский» эксплуатируются основные производственные помещения: административное здание, помещения для содержания свиней, котельная, объекты для утилизации и размещения отходов, вспомогательные производства.
В ходе производственной деятельности обществом также эксплуатируется убойный цех, который на момент проверки не огорожен, имеется свободный доступ бродячих животных и людей.
Въезд транспорта на территорию убойного цеха с животными для убоя, а также вывоз мяса свинины, субпродуктов свиных, осуществляется через ворота с отсутствием въездного дезбарьера с подогревом раствора при минусовых температурах, блокированным санитарным пропускником. Территория убойного цеха захламлена строительным и бытовым мусором.
Убой продуктивных животных осуществляется способом, обеспечивающим гуманное обращение с продуктивными животными. После процесса оглушения животного производится процесс обескровливания, кровь от животных не собирается в отдельную емкость, а сливается в желоба и смешивается со сточными водами, поступая в общий септик. При этом система очистных сооружений на предприятии отсутствует.
Для сбора ветеринарных конфискатов, а также для сбора органов желудочно-кишечного тракта вместе с коныгой обществом используются металлические контейнеры, которые располагаются в помещении. По мере заполнения контейнеров биологическими отходами часть вывозится в биометрическую яму АО «Свинокомплекс «Красноярский», а часть в биометрическую яму ОАО Племзавод «Шуваевский» Имельяновского района без согласования с органом государственного контроля и оформления сопроводительных документов.
Более того, для обезвреживания навоза на предприятии имеются 3 лагуны. Территория I лагуны частично огорожена. На лагунах I-III отсутствует освещение, территория не благоустроена путем планировки применения твердых покрытий на проездах и технологических площадках, не защищена лесозащитной полосой не менее 10 метров.
Территория, где производится сбор и уничтожение биологических отходов, не имеет ограждения. При въезде на территорию отсутствует дезбарьер.
Временное хранение биологических отходов осуществляется на бетонной площадке, огороженной с 3-х сторон бетонными блоками. Данная площадка не защищена от атмосферных осадков, а также не имеет уклона и слива для сбора отходов. •
Па расстоянии 10 метров от площадки складирования биологических отходов расположен 1 инсенератор объемом 8 тонн и 2 крематора объемом 0,7 тонн. На момент проверки на площадке сбора отходов находились трупы животных, а также бытовой мусор.
Кроме того, автомашины, доставившие на предприятие убойный скот, после выгрузки животных не очищаются от навоза и не подвергаются обязательной мойке и дезинфекции в дезопромывочном пункте или па специальной площадке, которая должна располагаться па выезде с территории базы. Мойка транспорта осуществляется на территории автомоечного комплекса пгт. Большая Мурта.
В деятельности общества отсутствует производственная лаборатория с химическим, бактериологическим и гистологическим отделениями.
Данные факты свидетельствуют о нарушении требований ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона «О ветеринарии», Санитарных правил для предприятий мясной промышленности, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 27.03.1985 № 3238-85, Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Госагропромом СССР 04.11.1986, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, РД- АПК 1.10.15.02-08. Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Инструкции Наркомзема СССР от 07.02.1940 "О ветеринарно-санитарном надзоре за уборкой, утилизацией и уничтожением трупов животных", Санитарных и ветеринарных требований к проектированию предприятий мясной промышленности. ВСТП-” 6.02.92" утв. Роскомпигцепромом 19.07.1993 N 1401/12/2.
Фактов размещения трупов животных на территории предприятия, вблизи предприятия не выявлено.
В ходе поверки в деятельности общества выявлены нарушения закона в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В частности на момент проверки АО «Свинокомплекс «Красноярский» свою деятельность осуществляет в отсутствие разрешительной документации в сфере обращения с отходами производства и потребления: проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; паспортов на отходы 1-4 класса опасности; свидетельств (иных документов) об обучении лиц допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов общес твом также не ведется. _
Твердые бытовые отходы АО «Свинокомплекс «Красноярский» накапливаются в 2-х металлических контейнерах расположенных вблизи административного здания по адресу: Красноярский край, Болыпемуртинский район, п.г.т. Большая Мурта, ул. Октябрьская, 93, корпус 2. Данные контейнера имеют крышку и установлены на почву.
По вопросу законности размещения свинокомплекса па землях государственного заказника установлено, что предоставление в пользование АО «Свинокомплекс «Красноярский» земельных участков на площади 4361,09 га в границах заказника согласовано приказом Министерства природных ресурсов и экологии края 31.12.2014 № 1/1427-од. В целях минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности общества на охраняемые объекты в границах заказника между АО «Свинокомплекс «Красноярский» и КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве от 06.12.2012 г. В рамках данного соглашения обществом выполняются компенсационные мероприятия, а именно: установка информационных аншлагов, проведение рейдов, устройство и обновление солонцов, устройство кормушек, выкладка сена, веников и др.
Дирекцией не выявлено фактов нарушения режима охраны заказника «Болыпемуртинский».
В 2014 г. Министерством природных ресурсов и экологии края проведена выездная проверка соблюдения законодательства об ООПТ в деятельности АО «Свинокомплекс «Красноярский». Проверкой выявлены нарушения закона в части отсутствия решения уполномоченных органов о согласовании предоставления в пользование территории заказника. По итогам проверки одно должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, руководителю предприятия выдано предписание об устранении нарушений. закона. Нарушение закона в настоящее время устранено.
По результатам проверки природоохранной прокуратуры в адрес директора АО «Свинокомплекс «Красноярский» 21.09.2015 внесено представление, по результатам рассмотрения которого 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности. В связи с тем, что фактически нарушения не устранены, природоохранной прокуратурой 06.11.2015 в суд направлено исковое заявление об обязании АО «Свинокомплекс «Красноярский» разработать и представить на согласование документацию в сфере отходов в срок до 01.07.2016, оборудовать навесом площадку временного накопления отходов в срок до 01.06.2015 г.
19.11.2015 г. в суд направлено исковое заявление об обязании АО «Свинокомплекс- «Красноярский» выполнить мероприятия по обустройству ограждения убойного цеха, дезбарьера убойного цеха с подогревом раствора при минусовых температурах, блокированным санпропускником в срок до 01.12.2016. В настоящее время исковые заявления находятся в производстве суда.
Кроме того, природоохранной прокуратурой 21.09.2015 в отношении юридического и должностного лиц АО «Свинокомплекс «Красноярский» возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых назначены административные наказания в виде штрафов в размере 100.000 рублей и 10.000 рублей.
Прокуратурой Большемуртинского района в июле и сентябре 2015 года проведены проверки АО «Свинокомплекса «Красноярский», а также проверялись факты слива отходов около реки Нижняя Подъёмная. Факт слива отходов в водный объект не подтвердился. Место временного накопления жидких отходов (лагуна) находится в 5 км от близлежащего водного объекта.
Прокуратурой Большемуртинского района выявлены факты слива отходов в 2-х км от и.Большая Мурта допущенные ООО «ОКК», осуществляющего деятельность по сбору жидких отходов у 37 хозяйствующих субъектов Большемуртинского района.
По факту указанного нарушения 15.09.2015 в отношении директора ООО «ОКК» возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, которое находится на рассмотрении. Кроме того, прокуратурой Большемуртинского района в адрес руководителя в июне 2015 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого ООО «ОКК» обратилась в администрацию Большемуртинского района с письмом о необходимости очистных сооружений.
Кроме того, прокуратурой Большемуртинского района по факту отсутствия очистных сооружений на территории Большемуртинского района в июне 2015 года вносилось представление, по результатам рассмотрения которого администрацией Большемуртинского района достигнуто соглашение о приёме жидких бытовых отходов, образующихся на терри тории района, па строящихся очистных сооружениях АО «Свинокомплекс «Красноярский».
По информации АО «Свинокомплекс «Красноярский» очистные сооружения планируется построить в 1-м квартале 2016, после чего ввести их в эксплуатацию.
В феврале 2016 года природоохранной прокуратурой по коллективному обращению граждан п.г.т. Большая Мурта с привлечением специалистов проведена выездная проверка.
По результатам проверки установлено, что территория, где производится- хранение свиного навоза с последующим обеззараживанием методом длительного выдерживания в прудах накопителях (лагунах) не огорожена, не благоустроена, что является нарушением п.1.12 Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помёта, утверждённых Приказом Минсельхоза СССР от 24.02.1982 N 61 (далее — Общесоюзных норм). Кроме того, при сливе сточных вод происходит частичное попадание отходов поступающих с убойного цеха в землю, что является нарушением п. 1.9 Общесоюзных норм.
По фактам выявленных нарушений службой по ветеринарному надзору Красноярского края 05.02.2016 г. юридическое лицо АО «Свинокомплекс» Красноярский» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 рублей. Кроме того, при проверке службой по ветеринарному надзору Красноярского края исполнения ранее выданного предписания от 02.12.2015 об устранении нарушений в срок до
22.01.2016 г. установлено, что предписание не исполнено, на территории площадки по утилизации биологических отходов свинокомплекса происходит накопление биологических отходов из-за несвоевременной утилизации, остатки, полученные при сжигании биологических отходов, складируют в металлические контейнеры, в остатке находятся недогоревшие останки костной и мышечной ткани. По данному факту службой ветеринарного надзора по Красноярскому краю 15.02.2016 АО «Свинокомлекс» Красноярский» привлечено к административной ответственности по ч.8 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200.000 рублей.
Аналогичные факты выявлены при проверке природоохранной прокуратуры.
Кроме того, природоохранной прокуратурой в ходе проверки выявлен факт эксплуатации объектов капитального строительства прудов накопителей (лагун) для жидких биологических отходов в отсутствие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, 17.02.2016 г. природоохранной прокуратурой в Арбитражный суд Красноярского края направлено заявление о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.
АО «Свинокомлекс «Красноярский» в нарушение ч.З ст.20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществляет деятельность в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения.
17.02.2016 г. природоохранной прокуратурой в адрес директора АО ««Свинокомлекс» Красноярский» внесено представление об устранении нарушений законодательс тва.
В ходе проверки нарушений режима заказника «Болынемуртинский», фактов загрязнения водных объектов не выявлено. Ранее проведённой в сентябре 2015 года проверкой Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю превышений гигиенических нормативов загрязняющих веществ (сероводород, аммиак) в атмосферном воздухе не установлено.
Проектная документация АО «Свинокпомплекс «Красноярский» 05.12.2012 получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
Устранение нарушений закона АО «Свинокомплекс «Красноярский» находится на контроле природоохранной прокуратуры.
Принятое решение по обращению Вы вправе обжаловать в прокуратуру края либо в суд.
Природоохранный прокурор, старший советник юстиции
Р.Н. Ткаченко