Красноярск: тучи над городом встали
Законодательное Собрание Красноярского края провело публичные слушания по вопросу "Об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по её улучшению". Символично, что столь знаковое мероприятие состоялось во Всемирный день здоровья. Интерес к нему был так велик, что мест для всех желающих в Большом зале краевой администрации не хватило. Но если говорить объективно, то слово было предоставлено всем заинтересованным сторонам: и краевой власти с надзорными органами, и экспертному сообществу, и представителям общественных экологических организаций.
Как выползать из-под "чёрного неба"?
Уже на входе чувствовался ажиотаж. Шум голосов, куча телевизионных камер, у столиков регистрации — очередь. Все обсуждают одно — как сделать воздух в городе чище. В начале года в городе на Енисее неоднократно объявлялся режим "чёрного неба", что послужило поводом для постановки депутатами вопроса о неблагоприятной экологической ситуации в Красноярске на первом заседании X сессии ЗС. Парламентарии отметили, что воздух в краевой столице перенасыщен химическими примесями, хватает и других экологических проблем, требующих публичного обсуждения.
— Жду от этих слушаний того же, что и все красноярцы: каким образом и по какому пути мы будем выползать из-под "чёрного неба",- отметил директор Красноярской региональной общественной экологической организации "Плотина" Александр Колотов.- Главное, чего я ожидаю,- конкретный план действий, некая "дорожная карта": каким образом мы можем превратить Красноярск в город, благоприятный для жизни и здоровья каждого из нас. Если мы хотим жить в городе с более чистым воздухом, необходимо пересматривать и свой образ жизни.
Конкретные шаги
С основным докладом на слушаниях выступил заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий Лапшин. Он рассказал о текущем состоянии окружающей среды в краевом центре и о том, какие меры необходимо предпринять для улучшения экологической ситуации в Красноярске.
Основной объём выбросов производят пять крупнейших предприятий металлургии и теплоэнергетики Красноярска. Однако полной уверенности в точности имеющихся данных нет, они взяты из отчётов, которые предоставляют сами предприятия. Поэтому базовой, системной задачей было названо формирование объективного мониторинга состояния окружающей среды, и в первую очередь атмосферного воздуха. Докладчик отметил также вклад в загрязнение атмосферы городского общественного транспорта и предложил развивать транспорт, отвечающий современным экологическим и санитарным нормам. Коснулся Юрий Лапшин и сферы градостроительства и архитектуры, где необходимо провести соответствующую научно-исследовательскую работу. Ведь высотные здания значительно затрудняют движение воздушных масс.
В связи с этим в Красноярске должны быть разработаны рекомендации по корректировке архитектурно-планировочных решений, например, по созданию "коридоров проветривания", строительству жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей. Важно также пересмотреть нормативы озеленения города в сторону их увеличения. В связи с этим справедливо вспомнить о программе мэрии "Миллионному городу — миллион деревьев".
Позицию депутатов обозначил заместитель председателя комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Иван Ребрик. Он отметил, что какими-либо точечными мерами проблему не решить, поскольку она носит комплексный характер. Необходимо разработать специальную программу экологического оздоровления атмосферного воздуха. В ней должны содержаться требования к промышленности, теплоэнергетике, автотранспорту, мероприятиям архитектурного и градостроительного направления, озеленению города и жилищно-коммунальному хозяйству, экологическому мониторингу и образованию, муниципальному надзору. Предлагается поручить создание документа межведомственной рабочей группе. И поставить срок подготовки проекта программы до 1 сентября.
Кроме того, по словам Ивана Ребрика, необходимо наладить обустройство ливневой канализации и повсеместное влажное пылеудаление на улицах в летнее время. Также следует устранить открытые участки почвогрунта на придорожных территориях с исключением уровней газонов выше бордюров. Отдельное внимание — уборке дорожных покрытий вдоль бордюров. Наконец, стоит принять организационно-распорядительные решения, направленные на повышение доступности и привлекательности рекреационных зон вблизи города.
Допустимые нормативы
О защите здоровья граждан высказался в своём докладе руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю — главный государственный санитарный врач нашего региона Дмитрий Горяев. По его словам, результаты лабораторных исследований показали, что за последние пять лет количество выбросов в атмосферу уменьшилось. Это подтверждают 11 стационарных постов и 43 маршрутных. Индивидуальный канцерогенный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха был наивысшим в 2012 году. Однако доля проб атмосферного воздуха показывает, что среди различных химических ингредиентов, загрязняющих воздух, остаются бензопирен, формальдегид, этилбензол, и при общем снижении отрицательных тенденций они, как правило, превышают допустимые нормативы. Всё это, естественно, отражается на нашем здоровье, прежде всего на органах дыхания, системы крови, снижении иммунитета.
Интересным был доклад руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по краю Андрея Калинина. Он сообщил, что общий объём выбросов в Красноярске составляет 194 тысячи тонн в год. Основными источниками загрязнений являются объекты теплоэнергетики, а также "Красноярский цемент" и "РУСАЛ "Красноярск". Суммарный выброс этих предприятий составил 108,3 тонны в год, или 56 процентов от общего объёма.
Услышав, что при стабильных выбросах с нарушителей взыскано за год всего 9 миллионов штрафных рублей, спикер краевого парламента Александр Усс выразил недовольство этой цифрой и предложил работу контрольно-надзорных органов радикально активизировать.
Противогаз как символ
По мнению природоохранного прокурора Романа Ткаченко, экологическая характеристика города весьма сложная, проблемы накапливались годами. К ним он отнёс деятельность одного из крупнейших в мире алюминиевых заводов, отсутствие газоснабжения региона, наличие трёх крупных ТЭЦ и многочисленных малых котельных с угольной выработкой теплоэнергии, постоянное увеличение количества личного автотранспорта. Ситуация осложняется климатическими и географическими особенностями города, а также незамерзающим Енисеем в зимний период. Имеются проблемы и в организации городского хозяйства, дорожной и градостроительной деятельности: улицы и дороги грязные, дорожная сеть недостаточно развита, в городе автомобильные пробки, состояние автобусного парка неудовлетворительное, электротранспорт не развивается.
Красноярск регулярно входит в списки городов с самым высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов. Символами города в сети Интернет вместо Енисея, "Столбов", часовни, Красноярской ГЭС становятся противогаз, марлевая повязка, дымящая труба. Несмотря на то что крупнейшие предприятия города ежегодно снижают выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, состояние окружающей среды по-прежнему крайне неудовлетворительное.
— Учитывая интерес, необходимо шире использовать возможности публичных предупреждений,- высказал пожелание Александр Усс.- Если бы на телевидении была "бегущая строка", называющая фамилию директора предприятия-нарушителя, то это было бы очень полезно.
Электробусы для Красноярска
Ректор СФУ Евгений Ваганов предложил организовать на базе СФУ оперативный штаб, который бы вырабатывал комплексные меры в этой сфере с учётом изысканий учёных и экспертов различного профиля. Депутат Красноярского городского Совета Александр Коропачинский подчеркнул, что, несмотря на закрытие за последние десятилетия множества промышленных предприятий, количество автомобилей в то же время выросло в восемь раз. На долю автотранспорта, по его оценке, приходится 57 процентов всех выбросов. Эколог Николай Зубов считает необходимым закупить для внутренних городских перевозок электробусы, выпуск которых наладил КамАЗ. Они дешевле автобусов и троллейбусов, заряжаются за несколько минут.
По мнению директора некоммерческого партнёрства "Экологический центр рационального освоения природных ресурсов" Виктора Сибгатулина, радикальное улучшение экологического состояния воздушного бассейна в Красноярске невозможно без перевода ТЭЦ с угля на газ. С ним не согласился управляющий филиалом ООО "СибНИИуглеобогащение" Сергей Исламов, который заявил, что причина загрязнений не в угле, а в архаичной технологии его использования.
Руководитель Красноярского регионального отделения Общероссийского экологического движения "Зелёная Россия" Сергей Шахматов высказал убеждение, что "данными об улучшении ситуации мы просто обманываем сами себя. Много неучтённых источников загрязнения — печное отопление, предприятия малого и среднего бизнеса, загрязнения от пожаров. Не учитываются гостевой и транзитный автотранспорт, проблема пробок, повышенного сжигания топлива автомобилей, находящихся не в движении".
Куда домчит "дорожный автохлам"?
Привлекло внимание выступление гостя Красноярска, представителя Общероссийской организации "Зелёный патруль" Романа Пукалова:
— Здесь мы не первый раз. Проводили исследования "Великие реки России", участвовали в протестах против строительства ферросплавного завода. Этой зимой в экологическом рейтинге Красноярский край занял 68-ю позицию среди 83 регионов России, что на удивление неплохо. В течение десятка лет ваш регион занимал одно из худших мест в этом списке. Рост начался со времени протестов против строительства ферросплавного завода. Но рейтинг строится на фоне не только состояния окружающей среды, но и оперативных действий краевой власти в этом направлении.
Роман Пукалов отметил высокую консолидацию гражданского общества в крае, был поражён уровнем профессионализма как надзорных органов, так и исполнительной, законодательной власти, отметил высокий уровень финансирования природоохранных мер в Норильске по закрытию никелевого завода, что вывело край по природоохранным действиям в десятку лучших регионов страны. По словам выступавшего, никто столько денег не тратит на эти мероприятия: если в Красноярском крае на душу населения расходуется более 1 000 рублей, то в Подмосковье — не больше 7 рублей. Однако и количество жалоб из Красноярского края огромное.
— Больше всего меня поразил ваш автотранспорт,- удивился Роман Пукалов.- Количество автохлама, который ездит по дорогам, превышает все мыслимые пределы. Ни в одном регионе я не видел столько автохлама.
По итогам этого большого и важного разговора участники публичных слушаний разработали проект резолюции, в котором содержатся конкретные предложения по улучшению ситуации для всех уровней власти — и краевой, и муниципальной. Депутатам Законодательного Собрания предстоит принять этот документ на одной из ближайших сессий. Но пока у всех желающих ещё есть время направить свои рекомендации и пожелания.
Комментарий
Александр УСС, председатель Законодательного Собрания Красноярского края:
— Слушания преследуют две цели. Во-первых, нужно собрать предложения по объективному анализу реального положения дел. У нас есть более или менее полная картина относительно загрязняющего воздействия крупных предприятий, но всей системы факторов, влияющих на экологическую ситуацию в их взаимодействии друг с другом, к сожалению, в крае нет. Нам надо получить реальную картину и создать действенный механизм мониторинга. Во-вторых, важно актуализировать каталог мер, которые должны быть задействованы для улучшения ситуации. Положение дел, которое существует сегодня, нас удовлетворить не может. При этом хотелось бы услышать не только перспективные стратегические вещи (хотя слушания посвящены в том числе и им), но и то, что мы должны сделать здесь и сейчас. Красноярцы должны почувствовать в ближайшее время реальное улучшение в этой сфере, они это заслужили.