Индустрия загрязнения: краткий путеводитель по журналу «Экология и право»
Из печати вышел очередной, 61 по счету, номер журнала «Экология и право», центральной темой которого стало промышленное загрязнение окружающей среды. Рад, что принял участие в его создании в качестве приглашенного редактора — это был интересный опыт. Ниже моя вступительная статья к свежему выпуску журнала и ссылка на скачивание полной электронной версии:
Редкий день обходится без новостей о новых случаях загрязнения воды и воздуха стоками и выбросами промышленных предприятий. Промышленное загрязнение стало настолько распространенным явлением, что мы уже практически не обращаем на него никакого внимания. В Балакове концентрация серы в почве у местного предприятия «Химволокно» в 50 раз превышает предельно допустимую концентрацию — подумаешь! В реке Каме из-за постоянного загрязнения промышленными сточными водами действует запрет на купание — перебьемся! В атмосферном воздухе Улан-Удэ нашли 209 загрязняющих веществ, в основном от промпредприятий и объектов теплоэнергетики — эка невидаль!
Тем временем специалисты находят все больше и больше доказательств того, что промышленное загрязнение непосредственным образом влияет на живые организмы — иногда даже совершенно неожиданным образом. Например, в прошлом году ученые из университета Северной Каролины в США обнаружили, что пресная вода, загрязненная промышленными стоками, может приводить к изменению пола — как минимум, у рыб. В январе 2016 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила с предупреждением: риски для здоровья, связанные с загрязнением воздуха во многих крупных городах, уже достигли критической отметки.
Новый номер журнала «Экология и право» как раз и призван помочь читателю взглянуть на ситуацию с промышленным загрязнением в целом, рассмотрев пусть различные, но наиболее характерные ее аспекты.
Во вступительной статье (стр. 7-10) Игорь Яковлев проводит обзор текущей ситуации с промышленным загрязнением окружающей среды в Российской Федерации, анализирует основные тенденции и их восприятие со стороны природоохранного сообщества. Опираясь на мнения экспертов, автор приходит к неутешительному выводу, что существующая сейчас в России система наблюдения за промышленным загрязнением не дает объективной картины состояния окружающей среды. Постов наблюдения за выбросами катастрофически не хватает, методика расчета выбросов — безнадежно устарела, но лоббисты предприятий-загрязнителей по-прежнему делают все возможное, чтобы ситуация не менялась.
Визуально динамика загрязненности воздуха диоксидом азота (одним из основных загрязнителей атмосферы наряду с оксидом углерода и диоксидом серы) представлена на картах, подготовленных учеными НАСА в 2005-2014 годах с помощью спутника Aura (стр. 12-13), а самые характерные случаи масштабных промышленных сбросов, выбросов и утечек в период с 2000 по 2016 год представлены в нашей краткой хронике (стр. 18-21).
Наталья Парамонова в своем материале (стр. 14-17) обращается к советскому прошлому, чье опасное наследие до сих пор несет угрозу настоящему и будущему России. Речь идет о накопленных объемах загрязнений, ликвидация которых подчас представляет собой дорогостоящее и трудоемкое занятие, но, впрочем, и совершенно необходимое для экологического благополучия регионов России — благополучия, о котором многим городам Сибири и Урала остается только мечтать.
Так, в январе-феврале целый ряд городов в Центральной России оказался накрыт «подушкой» «черного неба» — таким поэтическим названием журналисты недавно окрестили известный с советских времен режим неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). В Красноярске режим НМУ был объявлен 1 января, а через десять дней впервые за новейшую историю Красноярска — режим НМУ второй степени опасности. Весь январь тяжело дышали Новокузнецк и Челябинск, на более короткие сроки объявлялся режим НМУ в Новосибирске, Барнауле, Кемерово. Что послужило причиной режима «черного неба» в этих городах и есть ли у них шанс выбраться из-под него в обозримом будущем? Ответу на этот вопрос посвящена статья известного красноярского автора Андрея Агафонова (стр. 22-27).
Если от центра России перейти к ее берегам, то окажется, что состояние окружающей среды в российских морских и речных портах за редким исключением удручающее — к такому выводу приходит в своей статье Игорь Ермаченков (стр. 28-31). Наиболее мутной является вода в главных торговых портах страны на Черноморском побережье (Новороссийск, Туапсе), Дальнем Востоке (Посьет) и Мурманске, где тысячами тонн переваливаются пожароопасные и летучие грузы: нефтепродукты, уголь, химические удобрения. Но опаснее мазутного терминала могут быть чужеродные морские организмы, путешествующие между континентами на днищах и в балластных водах танкеров и способные разрушать целые экосистемы.
Однако даже в случае, когда крупные компании действительно наносят ущерб экосистемам, так ли неотвратимо наказание? Дмитрий Шевченко из «Экологической вахты по Северному Кавказу» в своем материале (стр. 32-35) анализирует современную российскую судебную практику. С точки зрения автора, воздух и водоемы в России были бы намного чище, если бы в стране действовала эффективная система арбитражного судопроизводства, а граждане и общественные организации имели бы больше возможностей самостоятельно взыскивать с предприятий-загрязнителей ущерб, нанесенный окружающей среде и своему здоровью. Пока же за государством сохраняется практически безраздельная монополия на финансовое наказание экологических нарушителей, причем далеко не всякий судебный процесс, затеянный контролирующими органами, завершается в пользу государства.
Татьяна Честина из экологической организации «ЭКА» в своей статье (стр. 36-39) решила разобраться, почему активистам и бизнесменам так трудно договориться друг с другом. Не секрет, что при попытке реализации прав на благоприятную окружающую среду у активных граждан, инициативных групп и общественных организаций подчас возникает масса проблем, и эти попытки в большинстве случаев выливаются в протестные кампании, противостояние и конфликты. Вместе с тем очевидно, что развивать технологии переговоров необходимо. Что рекомендуют и что предлагают экологические организации и активисты? В статье приводится обзор мнений экспертов из ведущих российских природоохранных организаций о том, как удается (и удается ли) решить проблему недовольства людей строительством или работой промышленных предприятий — бесконфликтно, в ходе мирного переговорного процесса, с реальным учетом мнения местных жителей.
Но какие вообще есть апробированные механизмы воздействия на предприятия-загрязнители? Ксения Вахрушева, член координационного совета Гражданского форума ЕС-Россия, анализирует международный опыт борьбы с промышленным загрязнением (стр. 40-43). Страны — лидеры по объемам промышленного производства лидируют и по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы и почву. Среди них — Китай, США, Германия, Япония, Россия, Индия и Бразилия. Но если характер загрязнения зависит от вида промышленности, то методы борьбы с загрязнениями зависят исключительно от выбора правительства. Так, решение экологических вопросов неизбежно выходит в политическую плоскость.
Вопросы индустриального загрязнения волнуют не только активистов, но также сценаристов и режиссеров, добавляющих яркие краски в грязную палитру промышленных выбросов и стоков. Специально для этого номера журнала кинокритик Сергей Мезенов составил «грязную дюжину» разных фильмов, так или иначе затрагивающих тему загрязнения окружающей среды (стр. 44-46).
И, конечно же, на последних страницах журнала вас снова ожидает очередной комикс приключений Беллоны и тематическая карикатура, выполненные нашим постоянным художником Вячеславом Шиловым.
Скачать новый номер журнала «Экология и право»