Страшнее табачного дыма
“Вздохнуть свободно” красноярец Дмитрий Яковлевич, по его словам, может только с наступлением тепла. “Я живу в многоквартирном доме, по соседству с частными домами с печным отоплением, зачастую из-за печного дыма просто невозможно дышать”, — пожаловался он в редакцию. Можно ли каким-то образом решить эту проблему? Есть ли какие-то нормативы для домов с печным отоплением? С этой темой мы попробуем разобраться в очередном выпуске нашего проекта “Уроки экологии”.
— К сожалению, в федеральном экологическом законодательстве эта проблема не нашла своего отражения, — отмечает председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов. — Во всяком случае мне такие документы неизвестны. Между тем печное отопление серьёзная, хотя и недостаточно оценённая проблема даже в крупных городах, где есть значительная доля частного сектора. Красноярск в этом смысле не исключение, на сегодняшний день считается, что в городе примерно две тысячи таких источников. Конечно, их вклад в загрязнение краевого центра несопоставим с влиянием крупнейших промышленных предприятий или автотранспорта. Но не надо забывать о том, что трубы ТЭЦ поднимаются на сотни метров, а печные рядом с нами, как раз на уровне дыхания.
Кстати, проблема печного отопления не только российская. В столице Монголии, Улан-Баторе, рассказал Александр Колотов, настоящая экологическая катастрофа — жители многоквартирных домов задыхаются от дыма многочисленных юрт, которые окружают их. Правительство Монголии даже разработало специальную программу, чтобы побудить обитателей юрт использовать специальное бездымное топливо. Но те по-прежнему пользуются дешёвым углём.
Конечно, Красноярск не Улан-Батор, но и в нашем городе есть места, где многоквартирные дома соседствуют с частными. И жителей многоэтажек такое соседство вовсе не радует. Ибо концентрация вредных веществ в воздухе, в непосредственной близости от печных труб максимальна.
Но, может быть, опасность печного дыма преувеличена? Ничуть. Согласно исследованиям датских учёных, дым дровяных печей столь же опасен для организма человека, как выхлопные газы автомобилей. Кроме того, в печном дыме содержатся мельчайшие частицы, которые назвали “медленными убийцами”, за их способность легко проникать в органы дыхания и надолго задерживаться там. А в итоге — целый спектр недугов. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от воздействия печного дыма в мире умирает около двух миллионов человек. И в этой связи непонятно благодушие российского экологического законодательства. Мы боремся с курильщиками, чуть ли не ежегодно ужесточая ограничения для них, но, согласно исследованиям американских экологов, дым от сгоревшей древесины содержит больше канцерогенов, чем табачный, и задерживается в организме значительно дольше (всё из-за тех же “медленных убийц”).
Как минимум, законодательство должно защищать права граждан, страдающих от соседства с печными трубами, хотя бы так же, как тех, кто страдает от соседства с заводскими трубами. И если бы принцип справедливости соблюдался, это, возможно, побудило бы “печников” переходить на более экологически чистые виды топлива. Например, топливные гранулы — пеллеты, которыми сегодня пользуется вся Европа. И не потому, что там нет возможности топить дровами, а потому, что там серьёзно думают об окружающей среде. В частности, через экологические налоги побуждают граждан к переходу на более безопасные виды топлива. Кстати, пеллеты выпускаются и красноярскими производителями, но пока в большей степени они работают на экспорт, чем на местных потребителей.
НЮАНС
При сгорании одного килограмма древесины выделяется до восьми кубометров газообразных веществ, достаточно опасных для здоровья. Среди них: окись углерода, спирты, кетоны, альдегиды, кислоты и другие сложные органические соединения.