Монгольские ГЭС: слушаний не будет?
Общественные слушания по проектам монгольских ГЭС на крупнейшем притоке Байкала, реке Селенге, которые должны пройти в Бурятии и Иркутской области, под вопросом. Даты проведения до сих пор не объявлены, хотя по закону сделать это организаторы должны минимум за месяц.
Этой осенью на территориях муниципалитетов в Иркутской области и соседней с ней Бурятии должны пройти общественные слушания — представители проекта MINIS, финансируемого Всемирным банком (ВБ), еще весной согласились приехать в Россию и подробно обсудить с местным населением проекты технических заданий на ГЭС — прежде всего, ГЭС Шурэн, построить которую планируется на реке Селенга.
Еще в 2012 году Всемирный банк согласился выделить 25 млн долларов проекту MINIS, в структуру которого были включены и две ГЭС — Шурэн и Орхон (приток Селенги). Третью, самую мощную из заявленных ГЭС — на реке
Однако в процесс вмешались российские экологи. Поданная в инспекцию ВБ жалоба на действия Монголии сработала — жесткие требования банка к инвестированию могли быть нарушены, и Инспекционный совет ВБ признал необходимость всестороннего обсуждения проектов ГЭС в бассейне Селенги. Главным элементом этих процессов должны были стать общественные слушания по проектам ГЭС, которые монголы должны были провести и на своей территории, но главное — в России, в районах Иркутской области и Бурятии. Летом представители проекта MINIS приезжали, например, в Иркутск, где обсуждали с местными чиновниками и учеными рабочие моменты по организации слушаний. В Иркутске с монгольской делегацией встречался министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Крючков.
Как отмечал в комментарии для сайта «Плотина.нет» российский координатор коалиции «Реки без границ» Александр Колотов, сам факт таких слушаний создал бы важный прецедент, так как доказывал наличие трансграничного воздействия этих проектов и давал жителям российской территории статус стейкхолдера. Неудивительно, что данное мероприятие представляется чрезвычайно важным. И могло бы стать определенной политической победой РФ, в теме монгольских ГЭС до недавних пор имевшей, мягко говоря, слабоватые позиции.
Для организации таких слушаний именно в России одним из главных условий со стороны Всемирного банка было официальное подтверждение со стороны федеральных органов власти о готовности обеспечить проведение такого мероприятия. Оно было получено — в конце июля глава российского МИДа Сергей Лавров обратился с официальным письмом к главе Бурятии Вячеславу Наговицыну, в котором попросил оказать содействие в подготовке и проведении в этом регионе общественных слушаний. Предполагалось, что их организацию возьмут на себя республиканские власти в тесной координации с профильными федеральными ведомствами, научными институтами, территориальными органами Росводресурсов и Росприроднадзора, а также общественными и экологическими организациями. «Результаты открытого обсуждения и мнения экспертов будут учитываться при принятии окончательного решения по вопросу практической реализации монгольской программы использования гидроресурсов реки Селенга для покрытия энергодефицита страны», — отмечалось в письме министра.
Вячеслав Наговицын тогда пообещал, что все будет проведено на самом высоком уровне. И потребовал от правительства Бурятии начать работу по организации слушаний. Примечательно, что о подобном письме Лаврова иркутскому губернатору Сергею Левченко ничего известно не было.
Однако всего за прошедшие пару месяцев в судьбе монгольских ГЭС произошли некоторые изменения.
Подобная работа в России, кстати, уже началась — Минприроды РФ провело конкурс, победу в котором одержал ИНЦ СО РАН, на проведение научных исследований «по оценке воздействия на трансграничный бассейн реки Селенга в границах РФ в связи с планами строительства гидроэнергетических объектов на территории Монголии». Его итогом, к концу следующего года, должна стать в том числе и прогноз возможных изменений гидрологических характеристик в российской части бассейна в связи с планируемым регулированием стока в его монгольской части. «Когда у нас на руках будут результаты исследований, мы получим определенные выводы и сценарии возможного развития событий как по каждой ГЭС отдельно, так и по их совокупности (кумулятивный эффект)… Для нас важно оценить — какое влияние они окажут на нашу территорию, особенно в экстремально маловодные и экстремально многоводные периоды», — говорит заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем ИСЭМ СО РАН, доктор технических наук Вячеслав Никитин.
Кроме того, Всемирный банк продлил наблюдение за MINIS до июля 2017 года, а это значит, что для руководителей проекта проведение общественных слушаний в России и Монголии является в некотором смысле делом всего года. Без этого следующим летом к их работе могут возникнуть большие вопросы. Но, как удалось выяснить проекту #СпасиБайкал, эта тема в Иркутской области практически сошла на нет — в областном правительстве нам (правда, не под запись) сообщили, что таких мероприятий пока не планируется. Под вопросом — и даты проведения слушаний в районах Бурятии. Есть надежда, что затяжка связана с летними отпусками чиновников; как бы там ни было, ожидать слушаний в сентябре не стоит — по российским законам, анонсировать такие процедуры должно минимум за месяц до проведения.
В чем причина происходящего — не известно. Возможно, монголам уже известно, что ВБ в любом случае закроет финансирование MINIS — к чему тогда суетиться? Или же, напротив, продлит финансирование и через год, закрыв наблюдение. Тогда тоже можно расслабиться и неторопливо готовить слушания.
Более важным выглядит выполнение рекомендаций ЮНЕСКО. Именно позиция этой организации, по словам директора Бурятского регионального отделения по Байкалу Сергея Шапхаева, станет определяющей не только для ВБ и Китая как потенциальных инвесторов монгольских ГЭС, но и в целом для правительства Монголии. И Россия, и Монголия подписывали конвенцию о сохранении объектов культурного и природного наследия. Если ЮНЕСКО признает, что гидроэнергетика в бассейне Селенги причинит вред Байкалу как объекту всемирного природного наследия, строительство ГЭС станет априори невозможным. Иначе Монголии придется выйти из конвенции. А таких прецедентов в истории еще не было.