«Реки без границ»: энергостратегия АБИИ не соответствует статусу «зеленого банка»
Международная экологическая коалиция «Реки без границ» и Сосновская коалиция экологических неправительственных организаций и организаций КМНС Сибири и Дальнего Востока считает, что проект Энергетической стратегии Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) не соответствует статусу «зеленого банка».
Свое мнение экологи высказали в своем обращении к членам совета управляющих и совета директоров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), прикрепленном к письму на имя главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева. Он является членом Совета управляющих АБИИ.
В середине октября 2016 года АБИИ представил для обсуждения дискуссионную записку «Энергетическая стратегия АБИИ. Устойчивая энергетика для Азии». Документ был создан для проведения первого раунда публичных консультаций и открыт для комментариев до 12 ноября. Свое мнение «Реки без границ» сформулировали и отправили Улюкаеву 10 ноября.
Как рассказал проекту #СпасиБайкал российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов, к проекту АБИИ есть целый ряд претензий. Прежде всего, «предлагаемый банком порядок проведения консультаций неконкретен, не предполагает консультаций на национальных языках и не дает заинтересованным экспертам четких гарантий быть услышанными».
Но больше замечаний экологи высказали, собственно, к самому проекту Энергетической стратегии — документа, который, по сути, будет определять и порядок инвестирования АБИИ в энергетику стран Азии. Во-первых, «представленный документ декларативен и не систематичен», поскольку, по словам Колотова, «не рассматривает инвестиции в энергетику на уровне энергетических систем». «Предложенные критерии сравнения проектов разных видов генерации и передачи энергии не содержат экологической и социальной составляющей и столь не подробны, что не воспринимаются всерьез. Таким образом, обещание способствовать созданию „доступной, устойчивой и надежной энергетической системы“ не обеспечено реальными механизмами и не может быть реализовано в рамках предложенных принципов и направлений работы», — говорится в обращении экологов к АБИИ.
К примеру, АБИИ считает, что устойчивая энергетика определяется путем «доступа к экологически и социально приемлемым формам производства энергии». Но при этом «социальная приемлемость» сведена только к всеобщему доступу к энергии, что явно выглядит однобоко, а «экологическая приемлемость» характеризуется только снижением выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ. Столь широкое определение этих аспектов — явно недостаточное условие как для обеспечения устойчивости энергосистем, так и для соблюдения экологической безопасности.
В целом «Реки без границ» констатируют, что система приоритетов и типология проектов, предлагаемых к финансированию АБИИ, не соответствует его статусу «зеленого банка». А назначение гидроэнергетики первоочередным продвигаемым АБИИ видом возобновляемых источников энергии является самым ярким маркером несоответствия Энергетической стратегии критериям устойчивого развития. «Такие же проекты есть в портфелях таких „коричневых“ банков, как Всемирный банк или ЕБРР, — отмечает Александр Колотов. — Предлагаемое в тексте обоснование со ссылкой на „недоиспользованный потенциал“ противоречит современным научным представлениям о ценности речных экосистем и согласовании интересов разных водопользователей».
Так, в докладе Всемирного фонда дикой природы WWF-Living Planet Report от 2016 года приведены такие обескураживающие цифры: с 1972 года численность популяций пресноводных видов уменьшилась на 81% (в два раза быстрее по сравнению с другой фауной), причем преимущественно из-за утраты и деградации мест обитания — в том числе из-за строительства крупных плотин. Экологи напоминают, что строительство крупных ГЭС характеризуется большим сроком строительства и возврата инвестиций, существенными экологическими рисками и массовыми нарушениями прав насильственно переселяемого населения. При этом основная решаемая новыми ГЭС в Азии задача — покрытие пиковых нагрузок в промышленных центрах, а также загрузка крупных строительных фирм, в основном из Китая, где активные вложения в крупную гидроэнергетику постепенно сворачиваются. Примечательно, что именно этим целям соответствуют и проекты ГЭС в бассейне реки Селенга, которые продвигает Монголия. И против которых активно выступают в том числе и «Реки без границ».
В целом же экологи рекомендуют АБИИ в приоритетном порядке вкладываться в проекты ВИЭ, прежде всего, в солнце и ветер. За 2015 год в мире введено 64 ГВт ВЭС, 56ГВт СЭС и лишь 22 ГВТ крупных ГЭС (данные Bloomberg), и даже Всемирный Банк в два последних года вкладывает в новые ВИЭ почти втрое больше, чем в ГЭС. «Мы убеждены, что не строительство новых ГЭС, но создание новых ВИЭ будут играть решающую роль в переходе к безуглеродной энергетике. Заявленная стратегия приведет АБИИ к крупным неэффективным вложениям, не способствующим решению энергетических и климатических проблем… Настоятельно рекомендуем АБИИ вкладывать не менее 90% средств в новые ВИЭ, а не в ГЭС. В рамках гидроэнергетического направления мы рекомендуем рассмотреть потенциал ГАЭС как аккумуляторов энергии в сочетании с ВЭС и СЭС», — отмечается в обращении.
При этом если проекты ГЭС все-таки окажутся в поле зрения АБИИ, банку рекомендовано «предусматривать первоочередный анализ кумулятивных воздействий гидроэнергетики в рамках долгосрочного плана управления целым бассейном, дабы избежать ущербов водной биоте и ущемления прав местного населения и других водопользователей». «Вложения в новые крупные ГЭС допустимы только в исключительных случаях, когда полностью отсутствуют иные альтернативы и ожидаемый ущерб невелик и подлежит компенсации», — заявляют экологи.