Чудо экологии: Путин очистил воздух в Красноярске?
Красноярцы расходятся во мнениях о том, стал ли чище воздух во время недавнего визита в их город президента России Владимира Путина. Но согласны с тем, ситуацию с экологией нужно менять кардинальным образом. У микрофона Игорь Киценко, это программа «Zoom» на радио СОЛЬ. Сегодня мы поговорим на такую тему: «Чудо экологии: Путин очистил воздух в Красноярске?». У нас на связи Александр Колотов, директор красноярской экологической организации «Плотина».
Игорь Киценко: Александр, здравствуйте!
Александр Колотов: Здравствуйте.
И.К.: Не могли бы вы рассказать предысторию вот этой экологической ситуации в Красноярске, связанной с загрязнением воздуха, окружающей среды. Что это за предприятия? Насколько патовая ситуация?
А.К.: В общем, здесь нет никакого секрета, достаточно открыть любой из государственных докладов по состоянию окружающей среды в Красноярском крае и увидеть вполне достоверные, статистически значимые цифры. Если грубо упрощать, то получается так, что треть всех вредных выбросов в воздух города Красноярска дают объекты теплоэнергетики, это ТЭЦ и котельные. Еще одна треть — это деятельность промышленных предприятий в черте города. Самый крупный — это красноярский алюминиевый завод, который принадлежит компании «РУСАЛ». И, наконец, третья треть выбросов — это передвижные источники, то есть, прежде всего, автотранспорт. Совокупность этих факторов и дает нам постоянные режимы черного неба, которое мы наблюдаем в Красноярске.
И.К.: А как можно кардинально поменять ситуацию? И СМИ, и губернатор, если я не ошибаюсь, говорили о том, что если бы был ветер, тогда бы все развеялось, тогда бы было все хорошо — никакого задымления, никакого загрязнения воздуха в городе, дышалось бы легко и прекрасно. Но и СМИ, и граждане публикуют различные новости, ссылки, фотографии в соцсетях, говорят о том, что до приезда высокопоставленных чиновников была такая же безветренная погода, и когда Путин прилетел, как по мановению волшебной палочки все развеялось и ничего нет, никакого загрязнения. Получается, что дело не в ветре.
А.К.: Я тоже читал, что по удивительному совпадению в день визита Владимира Владимировича Путина в наш город была остановлена деятельность двух асфальто-бетонных заводов, которые, скажем прямо, не озонировали воздух. Было выписано предписание и наложены штрафы прокуратурой нескольким красноярским котельным, штрафы от 1 до 80 тысяч рублей. Я не знаю точно, но мне кажется, что были какие-то устные распоряжения снизить объемы выбросов, объемы даже производства, чтобы как-то улучшить качество атмосферного воздуха, когда к нам приехало столь высокопоставленное лицо. Поэтому жители шутят, что чем чаще будут люди из федерального руководства приезжать в наш город, тем чище он будет, тем нам будет легче дышать. Может быть, мы рассмотрим вариант какого-нибудь министерства хотя бы к нам в Красноярск командировать или перенести столицу России.
И.К.: Но, по большому счету, это же не решение проблемы. Вам как директору красноярской экологической организации как видится ситуация в идеальном ее развороте? Когда можно действительно позитивно повлиять на экологическую обстановку, но при этом без ущерба для промышленности города?
А.К.: Ни для кого не секрет, что именно нужно делать. У нас в апреле прошлого года прошли публичные слушания в Законодательном Собрании Красноярского края. Была представлена дорожная карта. И в принципе, все согласны, и чиновники, и крупный бизнес, и представители общественности, как мы должны идти к чистому небу над Красноярском. Это и модернизация оборудования на объектах теплоэнергетики и промпредприятиях, установка новых фильтров. Это естественно, что мы должны оборудовать, оснастить все крупные источники загрязнений, их трубы датчиками, которые в режиме реального времени могут давать действительно объективную картину происходящего, быть напрямую подключенными к государственной системе мониторинга качества атмосферного воздуха. И мы тогда будем знать, какой загрязнитель, что и как в данный момент времени загрязняется. Исходя из этого, можно будет проводить какие-то мероприятия. Плюс еще очень важно — общественный контроль, это то, на чем настаивают общественники, в том числе, представители экологических организаций. И здесь тоже есть свои нюансы. Допустим, 10 марта у нас в рамках Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края будет специальный круглый стол по поводу очистного контроля и системы мониторинга качества атмосферного воздуха. То есть работа идет, но она идет медленно. У крупных предприятий есть большие лоббистские возможности. Примерно полтора года назад Минприроды Красноярского края направило специальное письмо крупным предприятиям, чтобы они в инициативном порядке, за свой счет оборудовали свои трубы датчиками, чтобы это все шло в систему государственного мониторинга. Ни одно предприятие в инициативном порядке установку датчиков не произвело. Это из-за того, что они ждут введения соответствующей нормы в федеральный закон, она вступает в силу с 1 января 2018 года. Насколько я знаю, сейчас идет большое лобби, чтобы отложить вступление в силу этой нормы на год, на два, на три и т. д. по разным причинам. Предприятия знают, мне кажется, что те объемы выбросов, которые они подают в официальные органы, и те, которые есть фактически, — разница очень существенная. Если бы она не была такой существенной, не было бы такого противодействия. Подумаешь, установить датчики. Если вы не скрываете ничего, у вас нет проблемы в этом.
И.К.: То есть сильный лоббистский аппарат действует со стороны промышленности в законодательной области региона, который не позволяет установить датчики, чтобы считывать реальную информацию в реальном времени и получать объективную картинку.
А.К.: Я думаю, это, прежде всего, не федеральном уровне, потому что это будет норма федерального закона. И федеральные игроки пишут письма, я читал недавно, в газете «Коммерсант» было сообщение, что руководители металлургических предприятий, все крупные заводы этой отрасли тоже выступили против такого поспешного, на их взгляд, введения этой нормы — оборудование датчиками системы госмониторинга своих труб.
И.К.: Александр, огромное вам спасибо, что у вас получилось пообщаться с нами и прокомментировать экологическую обстановку в Красноярском крае.