Экологи призывают наладить общественный контроль над утилизацией РАО
Эксперты экологического правозащитного центра "Беллона" сравнили роли правительства, муниципалитетов, общественных организаций и научных сообществ в управлении радиоактивными отходами (РАО) в России, Германии, Франции, Швеции и Финляндии. Экологи пришли к выводу, что российские проекты и программы национального оператора по захоронению РАО требуют большего общественного и экспертного участия и контроля. Результаты исследования опубликованы на сайте "Беллона".
Авторы доклада "Обращение с РАО в некоторых странах ЕС и в России. Гражданское участие" призывают национального оператора по обращению с радиоактивными отходами "НО РАО" своевременно информировать общественность о проектируемых хранилищах радиоактивных отходов, проводить экспертизу объектов вместе с локальными сообществами, а государство — разработать законодательство, которое регламентировало бы общественное участие в обращении с отходами.
Экологи считают необходимым расширить полномочия органов власти на местах. В отличие от стран ЕС, в России регионы и муниципалитеты не могут наложить вето на федеральные проекты по строительству атомных электростанций (АЭС) или хранилищ для РАО.
"Мы настаиваем, что национальный оператор должен быть под общественным контролем. Мы будем требовать принятия специального положения об общественном контроле в атомной отрасли, так как в ней очень много специфики. Нам нужно гораздо больше активности со стороны депутатов на муниципальном и региональном уровнях", — заявил на презентации один из авторов доклада, директор красноярской региональной общественной экологической организации "Плотина" Александр Колотов.
Экологи также предлагают развивать в стране независимую научную экспертизу. "В Швеции в 1992 году правительство создало Национальный совет Швеции по ядерным отходам (The Swedish National Council for Nuclear Waste, Kranafallsradet). Совет дает рекомендации для правительства и муниципальных властей, которые принимаются во внимание, так как совет не зависит ни от кого и отвечает за свои выводы. В России также существует наука, которая оценивает проблемы обращения с РАО. Она формально находится в рамках Российской академии наук, но финансируется "Росатомом". В этой ситуации говорить о непредвзятых исследованиях сложно", — отметил на презентации председатель правления ЭПЦ "Беллона" Александр Никитин.
Федеральное государственное унитарное предприятие "НО РАО" является дочерним подразделением госкорпорации "Росатом". C 2011 года "НО РАО" является единственной организацией в России, уполномоченной федеральным правительством строить хранилища радиоактивных отходов. Деятельность "НО РАО" регламентируется законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ФГУП "РосРАО" собирает, перевозит, перерабатывает и хранит отходы низкого и среднего уровня активности, отработанное ядерное топливо и радиоактивные отходы в России. Организация также контролирует уровень радиации в стране и восстанавливает загрязненные территории.
РАО в мире
Радиоактивные отходы — ядерные материалы и радиоактивные вещества, которые образуются при получении ядерной энергии. Главный источник РАО в России, по данным Greenpeace, — атомная энергетика. На 2013 год, согласно докладу Беллоны, суммарный объем РАО различных категорий в стране составил 500 млн куб. м, во Франции — около 1,5 млн куб. м, в Германии — чуть более 114 тыс куб. м. Всего в мире накоплено около 250 млн куб. м твердых РАО и неопределенное количество жидких радиоактивных отходов.
В мире не существует единого стандарта захоронения радиоактивных отходов. Во Франции, Бельгии, Швейцарии РАО помещают в глиняные почвы, в Германии — в соляные пласты, в Швеции и Финляндии — в кристаллические породы. Экологи подчеркивают, что определить надежность того или иного способа невозможно: "Задача состоит в том, чтобы изолировать РАО на сотни тысяч лет, эксперименты в реальном масштабе времени невозможны и приходится полагаться на данные расчетов и моделирование геологических процессов в условиях сохранения неопределенности", — говорится в докладе.