Монголия работает на Китай и Канаду
Общественные слушания по проектам гидроэлектростанций «Шурэн» и «Орхон» в Монголии на главном притоке Байкала — Селенге и ее притоках завершились в Бурятии. Они проходили по поручению МИД России и по согласованию с Минприроды РФ. 31 марта на итоговой консультации на базе Минприроды республики стало понятно, что одобрения на строительство гидротехнических сооружений Монголия не получила.
Инициаторы слушаний — команда проекта «МИНИС» (MINIS), в рамках которого планировалось строить станции, с 20 марта провела 10 консультаций в районах республики и в Улан-Удэ. За это время делегации Монголии в составе энергетиков, чиновников минприроды и послов и во главе с координатором «МИНИС» Ариунчимэг не удалось убедить российскую сторону в минимальном негативном воздействии от строительства планируемых ГЭС на экологию и экономику.
Шило в мешке не утаишь
Еще 21 марта на слушаниях в Улан-Удэ экологи Бурятии заявили о слабой подготовке презентаций по техническим заданиям монгольских ГЭС, а также о неполной информации, предоставляемой организаторами консультаций местным жителям. Российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов выразил общее мнение экологов о мероприятии.
— Вместо того чтобы показывать нам техническое задание по ГЭС и предстоящим по ним исследованиям воздействия, нам показывают рекламу проектов и показатели от проведенных предварительных исследований, которые уже формируют общественное мнение. Мы считаем, что это недопустимо. И регламент, который установлен, дискриминирует мнения экспертов, которые имеют точку зрения, отличающуюся от монгольской,- заявил он.
Действительно, на презентациях акцент делался на энергодефиците, как факторе торможения развития экономики Монголии, но умалчивалось, что прибыль от пагубных для России объектов получили бы Канада и Китай. Ведь отвод воды в юго-восточную часть Монголии – это водоснабжение месторождений Оюу-Толгой и Таван-Толгой. На первом работает канадская корпорация «Айвенго Майнз», а уголь идет в Китай. Также в интересах Китая посадить лес в Гоби, чтобы предотвратить песчаные бури в Пекине и Тяньцзине.
Информацию, которая осталась в тени, до жителей Бурятии донесли общественные организации. Экологи также призывали местное население принимать активное участие в слушаниях. Таким образом, консультации посетили 1,3 тысячи человек.
И.о. министра природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов поблагодарил местных жителей за активное участие во встречах и за то, что они открыто высказали свою позицию. Он также подчеркнул, что вопрос строительства ГЭС является сложным ввиду маловодья, в котором республика находится уже 22 года. Работа ГЭС усилит маловодье, что неизменно повлияет на дальнейшее понижение и загрязнение Байкала, а также осушение колодцев и скважин, горение торфяников, гибель икринок рыб ввиду изменения температурного режима водоемов и многое другое.
Нашли виноватых
Монгольская сторона поблагодарила правительство Бурятии за помощь в организации слушаний, однако не скрыла своего разочарования в результатах консультаций.
Эксперт по электростанциям Монголии доктор Ж. Ендонгомбо признал, что его коллеги действительно не предоставили полную информацию по техническому заданию планируемых ГЭС.
— За время слушаний я понял, что у населения нет достаточной информации по снижению уровня Байкала. И оно думает, что это маловодье, которое неведомо когда закончится. Также люди не знакомы с предварительной оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС). Зато имеет ложные и сомнительные представления, которыми их снабдили далеко не профессиональные экологические организации. Если их сравнить с научно-исследовательскими организациями России, то можно уличить в некомпетентности, — отметил доктор Ж. Ендонгомбо.
Он также указал на преимущества российских НКО в работе с населением, среди которых родной язык и умение завоевать доверие, используя открытость, добродушность и эмоциональность русского человека.
Ендонгомбо сказал, что Монголия проведет ОВОС, региональную экологическую оценку и оценку социальных последствий, и попросил не мешать в этом.
И.о главы Минприроды Бурятии Юрий Сафьянов ответил, что ученые и общественники-экологи, наоборот, объективно информировали жителей Байкальского региона и помогали в организации слушаний.
— Если вы не согласны, то должны сказать прямо, что это была профанация и саботаж, — обратился Сафьянов к выступающим.
За общественников вступилась представитель Бурятского регионального объединения по Байкалу Наталья Тумуреева.
— Если бы наша организация не работала с населением, то люди вообще не стали бы слушать презентации. У населения изначально было отрицательное отношение к проектам, это связано с маловодьем, его последствиями и предварительно опубликованными материалами по строительству ГЭС. Материалы презентаций непонятные и неполные. Об этом говорилось на каждой консультации, и говорили это люди. А мы как раз объясняли доступным для населения языком все пункты, — сказала Тумуреева
Представитель Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов призвал стороны проявить мудрость и завершить консультацию сблизившимися, нежели отдаленными. Он заострил внимание на экономической составляющей проекта
– Сегодня Монголия стоит на первом месте по величине госдолга, а гидроэнергетические проекты очень тяжелые в финансовом отношении. И Всемирный банк не даст денег даром. Усугублять или нет положение – это ваше суверенное право. Но ухудшиться экономическое положение может и у Бурятии, — подчеркнул он.
Добавим, что у всех заинтересованных сторон и простых граждан есть еще месяц, чтобы внести свои вопросы, заявления и предложения по проектам группы «МИНИС» по строительству объектов гидроэнергетики в Монголии. Журналы предложений есть во всех библиотеках Улан-Удэ и на сайте «МИНИС».