Монгольская угроза для Байкала
Российская общественность обеспокоена монгольскими планами строительства ГЭС на реке Селенга. Это крупнейший приток Байкала и появление на нем плотины неизбежно скажется на состоянии озера.
К российским угрозам для Байкала прибавились монгольские. Горнодобывающая промышленность МНР развивается семимильными шагами, и стране нужны новые энергетические мощности. Существующие угольные ТЭС не в состоянии обеспечивать пиковую мощность в 300 МВт, учитывая суточные колебания потребления электроэнергии.
Таким образом возник проект строительства ГЭС на Селенге и комплекса водохранилищ по регулированию стока реки Орхон. Как сообщается в официальных материалах проекта, новый генплан электроснабжения министерство энергетики Монголии разрабатывало в сотрудничестве с Азиатским банком развития.
Шурэнская ГЭС, которую хотят возвести на Селенге, будет иметь мощность 300 МВт, что позволит удовлетворить растущий спрос на электроэнергию и поспособствует увеличению доли возобновляемых источников энергии. В частности, ожидается, что спрос центральной энергосистемы Монголии, в т. ч. региона Южная Гоби, достигнет 1 тыс. 600 МВт. Текущий уровень спроса составляет 1 тыс. МВт.
Строительство Шурэнской ГЭС относится к проектам, регулируемым операционной политикой Всемирного банка, поскольку она будет расположена на международных водных путях. Соответственно, принять окончательное решение о строительстве Монголия не может без учета мнения иных сторон, в том числе, российской. Весной в регионах РФ, прилегающих к Байкалу (Иркутская область и Бурятия), прошла серия общественных слушаний по проекту MINIS, в ходе которых стало очевидно, что местные жители выступают против строительства. Напомним, что в 2015 году без всяких ГЭС уровень воды в Байкале упал до критической отметки — самой низкой за последние 60 лет, в связи с чем на берегах озера пришлось даже вводить режим ЧС. Фактически самый большой водоем пресной воды в мире находится в зоне постоянного риска. На уровень воды уже оказывают сильнейшее влияние Иркутская ГЭС на Ангаре, а также вырубка леса по берегам, из-за которой высыхают малые реки и ручьи, питающие Байкал. Появление новой ГЭС на крупнейшем притоке Байкала, которым является берущая начало в Монголии Селенга, грозит озеру настоящей катастрофой.
У России — свои планы в отношении энергосистемы Монголии. Их недавно обнародовало руководство компании «Россети», предложив построить не ГЭС, а новую ЛЭП, которая пойдет из Хакасии через Туву в Монголию. Таким образом, компания рассчитывает объединить пять изолированных энергорайонов Монголии в единую энергосистему. По планам «Россетей», ЛЭП, сделав кольцо, должна вернуться через Бурятию в Забайкальский край. По словам российских специалистов, такой вариант более экономичен, а предлагаемая линия в будущем может стать частью Большого Азиатского энергокольца. Понятно, что российские сетевики сулят огромные барыши всем потенциальным участникам мегапроекта.
Альтернативный проект предлагает правительство Бурятии. ЛЭП может организовать поставки электроэнергии по уже имеющейся линии электропередач с Гусинозерской ГРЭС, которая обеспечивает 90% всей генерации Бурятии и, по мнению Минэнерго РБ, способна закрыть не только имеющиеся потребности, но и гарантировать экспортные поставки электричества. Глава Бурятии Алексей Цыденов обещает Монголии самые выгодные условия, не скрывая, что очень хотел был решить проблему недозагрузки «собственной» Гусиноозерской ГРЭС.
«России следует объединить усилия с Монголией для того, чтобы выполнить рекомендацию последней сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО – провести трансграничную стратегическую экологическую оценку Селенги и Байкала», — считает российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ», член Ангаро-Байкальского бассейнового совета Александр Колотов. По его мнению, итогом этой координации должна стать единая система управления водными ресурсами бассейна озера Байкал и охраны его экосистемы. Но уже сейчас он уверен, что в стратегии будущего Байкала места для монгольских ГЭС просто не останется.
Впрочем, в этой планируемой «красивой связке» интересов не остается места не только для ГЭС, но и для китайской программы их постройки. Очевидно, что инвестиционная программа их строительства (включая кредиты и поставку оборудования) — это часть плана самой КНР, которая является основным покупателем продукции горнопромышленного комплекса Монголии. А от озера Байкал Китай находится на далеком расстоянии.