Город «черного неба»: мифы и факты о красноярской экологии
Вокруг темы экологии в Красноярске каждый день ломается немало копий. Главное, чего не могут понять люди – кто виноват в «черном небе», откуда оно взялось, почему еще 10-20 лет назад эта проблема не стояла так остро. Этот текст – попытка без эмоций, исходя только из фактов и данных экспертов, определить причины смога над Красноярском.
В первую очередь, определимся с терминами. Так называемое «черное небо» – это период неблагоприятных метеорологических условий, по сути, дни без ветра, когда выбросы не сдувает, и они остаются в городе.
То есть неблагоприятные метеоусловия — это режим, когда не человек создает условия, которые препятствуют рассеиванию веществ, а сама природа. Метеорологическая обстановка способствует концентрации загрязняющих веществ и мешает их рассеиванию. Власти вводят режим НМУ, чтобы снизить техногенный фактор.
Директор института муниципального развития Алексей Менщиков всю жизнь живет в Красноярске. По его словам, смог над городом стоял всегда, только раньше временной период «черного неба» длился меньше:
«Когда я учился в школе и жил на Каче, в самом низу, то проблема экологии была у нас такая же. Зимой накапливался холодный воздух, мы не открывали форточки, тогда этого не было в активной повестке дня.
Это длилось недолго, только в морозные дни. За счет чего? За счет проветриваемости города. Дома были небольшие – 5-9 этажей, 12-этажных домов не было вообще, на них приходили посмотреть как на диковинку. Ветровой период в городе, по моим ощущениям, длился дольше.
Это был точь-в-точь режим «черного неба», только, скорее всего, тогда промышленные предприятия добавляли больше, чем автомобильный транспорт сегодня».Алексей Менщиков,
директор Института муниципального развития, г. Красноярск
По мнению заведующего лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Владимира Кириллова, эта проблема – во-первых, не новая, во-вторых, не только красноярская. Также эксперт рассказал, что в советское время промышленные предприятия работали более интенсивно, соответственно, и загрязнение атмосферного воздуха было значительнее:
Например, морковные поля за комбинатом «Енисей» (в самом конце промышленного ряда вдоль проспекта имени газеты «Красноярский рабочий») поручали полоть нам, научным работникам, поскольку дети из спортивно-трудового лагеря, которые до этого занимались прополкой, болели аллергодерматозами после контакта с растениями, выросшими в зоне влияния выбросов промпредприятий.
Другой пример – повышенное число людей, страдающих от аллергии, среди жителей окрестностей завода медицинских препаратов у станции «Енисей».Владимир Кириллов,
заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск
Об этом вспоминает и председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов:
По большому счету, «черное небо» присутствует в Красноярске еще с советских времен как неизбежное следствие чрезмерной индустриализации городской территории. У меня бабушка жила на правом берегу, в районе завода медпрепаратов – вот там тогда эпизодически воняло просто будь здоров. Да и в районах расположения других красноярских заводов ситуация была не лучше.
Александр Колотов,
председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края
В Красноярске, так же как в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске и Братске, были разработаны рекомендации по регулированию режима предприятий в зависимости от метеоусловий.
Кроме того, в Красноярске, в отличие от других городов, сохранилась созданная в СССР система трех уровней, включающая переход к пониженному режиму работы или даже остановку производства на некоторое время.
Томские ученые Валентина Горбатенко и Иван Ипполитов зафиксировали увеличение числа дней с антициклональной погодой на территории Сибири в последние годы.Как известно, антициклоны приносят устойчивую ясную или малооблачную погоду, а ветер и осадки отсутствуют. Неслучайно число дней неблагоприятных метеоусловий, характерных полнейшим штилем, в Красноярске также стало расти.
Сложный рельеф территории города и окрестностей – еще один из факторов НМУ. Красноярск расположен в глубоко врезанной в рельеф речной долине. Наш город с одной стороны закрывает Торгашинский хребет, с другой – высокий берег. Поэтому все низовые территории – Центральный, Железнодорожный районы – попадают в зону риска.
Кроме рельефа, есть другой природный фактор – пониженный потенциал рассеивания атмосферы вследствие особенностей движения воздушных масс (проветриваемости) и высокой повторяемости штилей, а также аномального вертикального распределения температуры воздуха.
В отличие от нормального природного снижения температуры – на 1 градус с подъемом на 100 м, в Красноярске наблюдается высокая повторяемость инверсий – обратного хода температуры, когда с высотой происходит не снижение, а повышение температуры воздуха. Близкая ситуация – изотермия – постоянство температуры в приземном слое — от сотен метров до нескольких км. Такое аномальное вертикальное распределение температуры воздуха, так же, как и штили, наиболее часто повторяется зимой.Владимир Кириллов,
заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск
Такое явление наблюдается не только в Красноярске, но и в других городах: Барнауле и Новокузнецке, а также на территории Минусинской котловины. И связано это, в том числе, с особенностями циркуляции атмосферы на обширной территории юга Сибири вследствие влияния Азиатского антициклона.
На плохое рассеивание вредных веществ влияет еще и облако водяного пара, сформированное из-за незамерзающего Енисея. Оно накрывает город словно «крышкой», сквозь которую выбросы от низких источников – транспорт, печи и котлы в частных домах, малые котельные – не могут пробиться.
Енисей не замерзает с 1966 года, до этого времени таких частых туманов не было, напротив, город славился своими ветрами, а также пылью и задымленностью от работающих предприятий. Еще в 19 веке Красноярск в народе звали «Ветропыльском», а после войны, когда здесь были размещены эвакуированные заводы, ситуация с городским воздухом служила поводом для газетных карикатур.
Многие эксперты считают, что повышенная влажность воздуха в долине Енисея – это один из факторов загрязнения воздуха в городе. На участке около 40 км от плотины до города вода просто не успевает охладиться, чтобы образовался лед.
Сергей Шахматов пояснил, что облако над Енисеем – это своеобразный «транспорт» для загрязняющих веществ:
Газообразное загрязняющее вещество очень мало сохраняется в чистом виде как загрязнитель. Оно либо смешивается с аэрозолью – это пар от Енисея, а летом абсорбируется в мелкодисперсную пыль, которая у нас копится месяцами. Это самое страшное. Она может проникать в наши трахеи и попадать в легкие.
Эксперты считают, что зимой необходимо бороться с незамерзающим Енисеем. Существуют проекты ученых, где говорится о том, что нужно предпринять, чтобы Енисей замерзал в зимний период.
Но почему проблема обострилась в последние годы, ведь Енисей не замерзает уже несколько десятилетий?
Свою лепту внесла застройка города. Освоение новых районов – застройка Покровки, насыпи в районе Абаканской протоки – увеличение высотности зданий привело к нарушению естественного движения воздуха по долине Енисея. Это мешает его циркуляции, что особенно сказывается в период безветрия.
Городские власти разных периодов об этом не задумывались и начинали строить дома, которые полностью перекрывают какую-то ветровую энергию. За счет этого в городе задерживается грязный воздух, и мы видим более длительный режим «черного неба» в Красноярске.
Решать эту проблему нужно комплексно, в том числе, ограничивая застройку города. Мэрия сделала правильный шаг, запретив строительство ряда районов. У нас сегодня активно пытаются освоить мкрн «Университетский», а уничтожение зеленых зон приводит к таким последствиями. Дальше граждане пытаются бежать из города, но далеко не убегают и встают в автомобильные пробки.Алексей Менщиков,
директор Института муниципального развития, г. Красноярск
Растущий парк автотранспорта — еще один фактор, значительно влияющий на экологию. И, как ни неприятно это сознавать каждому автомобилисту, но машины в своей общей массе прочно вошли в тройку главных загрязнителей, продвигаясь на первое место.
В настоящее время автомобили во многих городах дают до 60-80% загрязнения воздуха. В Калифорнии было даже сформулировано понятие «холодный смог». Негорячие выхлопные газы автомобилей создавали их повышенную концентрацию у поверхности земли, и автомобилисты душили друг друга.
Было предложено ездить семье только на одном автомобиле и введено поочередное, через день, использование автомашин с четными и нечетными номерами.Владимир Кириллов,
заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск
Кроме того, в нашем городе продают бензин низкого экологического класса. Когда Сергей Собянин стал мэром столицы, он запретил продавать бензин ниже пятого класса. По данным экспертов, разница между выбросами от сжигания качественного и некачественного топлива достигает десятков раз.
Александр Колотов считает, что городские власти сделали все, чтобы в нашем городе было комфортно передвигаться автомобилистам, а не пешеходам:
Я часто слышу от красноярских автомобилистов: мол, разберитесь сначала с выбросами заводов и котельных, а потом уже предъявляйте претензии автотранспорту. Однако неприятная правда заключается в том, что автомобильные выхлопы также вносят существенный вклад в «черное небо» Красноярска. Более того, этот вклад растет с каждым годом из-за все большей автомобилизации нашего города – не в последнюю очередь по причине того, что городская власть своими действиями целенаправленно стимулирует каждую красноярскую семью на покупку личного авто (а то и не одного).
Плохой и неудобный общественный транспорт, постоянные расширения проезжей части, вырубки деревьев по обочинам дорог и во дворах для расширения парковочного пространства, строительство все новых и новых подземных и надземных пешеходных переходов – все эти меры несут комфорт и удобство именно владельцу автомобиля, а не пешеходу.
Александр Колотов
Эксперты отмечают, что именно сокращение выбросов в приземном слое может стать эффективной мерой борьбы с красноярским черным небом. Поэтому в последнее время начали больше внимания уделять проблеме транспорта, контролировать шиномонтажки и прочие мелкие предприятия, выбросы от которых по сравнению с промышленными гигантами мизерны.
Все выбросы от машин, низких труб остаются в приземном слое и в безветренную погоду никуда не уходят, формируя тот самый смог.
«Малая часть выбросов больших промышленных предприятий попадает в приземный слой. Мы с вами дышим на уровне двух метров от земли совершенно другими выбросами. Это автотранспорт, малые котельные и частный сектор. Основные вещества – это оксид углерода, диоксид азота, гидрохлорид, мелкодисперсная пыль. И мы никогда не видели таких концентраций угарного газа.
Главное направление, которое город должен взять на себя – это борьба со вторичным загрязнением. Нужно пылесосить и мыть на постоянной основе все улицы города. Благодаря отсутствию пыли, мы в разы снизим риски по заболеваемости дыхательных путей»Сергей Шахматов,
заместитель председателя российской экологической партии «Зеленые»
В Красноярске сложилась непростая экологическая ситуация. Тема экологии прочно вошла в информационную повестку дня. Но еще в 2008 г. пользователи социальных сетей совсем по-другому реагировали на фотографии со смогом.
«Забавно, 10 лет назад, пока у людей не было столько интернета и свободного и времени, фото с "Бобрового лога" с дымкой над городом, вид и упоминание которой нынче заставляет глаза людей слезиться, а горло першить, вот эти самые вызывали у людей восторг. Видимо, тогда слова хайп не было и не возможно было хайпануть на этой теме», – написал на своей странице в Facebook Алексей Акимов.
Все последние десятилетия Красноярск не мог похвастать высоким качеством атмосферного воздуха, но все-таки настоящую общественную значимость эта проблема приобрела не так давно.
Думаю, все дело в том, что после истории с Енисейским ферросплавным заводом жители города всерьез обратили внимание на то, в каких экологических условиях им приходится жить, и задумались, отвечает ли их жизнь в Красноярске высоким экологическим стандартам.
Александр Колотов,
председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края
Причем вычленить одного виновного за ситуацию с «черным небом» невозможно. Каждый, включая нас с вами, вносит вклад в загрязнение. Эта ситуация возникла не вчера, она накапливалась столетиями, за время индустриализации Красноярска.
В конце февраля на главную проблему красноярцев обратил внимание президент. Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву вместе с правительством Красноярского края разработать «комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Первоочередные меры уже обозначены — перевод транспорта на бензин высокого экологического класса или на газомоторное топливо, уборка от пыли и озеленение улиц, уменьшение числа низких труб котельных и малых предприятий, перевод частного сектора на централизованное теплоснабжение. Также нужно помнить об особенностях городского ландшафта и взвешенно подходить к дальнейшей застройке, чтобы не запирать ветер и не задерживать в Красноярске облако тумана, вбирающего в себя вредоносные примеси.
Нужна газификация Красноярского края. У соседей в Кемерово , на Алтае газ подведен даже на дачные участки. И этот газ качают из Нашего края
Что-то не слышно ни о возмещении ущерба ((ст.42 Конституции), ни о строительстве перинатальных центров в экологически благополучной местности. ни о детском отдыхе в аналогичных местах, ни о запрете\ ограничении автоперевозок в дни черного неба и т.д. Общественники, добивайтесь полноценного контроля всех загрязнителей !