Александр Колотов
Красноярск, экология, будущее
  • Обо мне
  • Обо мне
  • Главная
  • /
  • Красноярский край

Мои ответы (полностью) на вопросы ТВК о «черном небе» Красноярска

12 марта на сайте красноярской телекомпании ТВК была опубликована большая статья под названием «Город черного неба: мифы и факты о красноярской экологии». В статье корректно цитировались мои слова, однако, поскольку часть моих ответов корреспонденту ТВК не вошла в указанную публикацию, у читателей могло сложиться искаженное представление о моей позиции относительно главных причин плохого качества атмосферного воздуха в Красноярске и путей решения проблемы «черного неба». Поэтому публикую свои ответы на вопросы в том виде, в каком они были отправлены корреспонденту ТВК:

1. Почему раньше проблема «черного неба» в Красноярске не была так актуальна, как сейчас? Что изменилось за эти 10-20 лет?

Все последние десятилетия Красноярск не мог похвастать высоким качеством атмосферного воздуха, но все-таки настоящую общественную значимость эта проблема приобрела не так давно. Думаю, все дело в том, что после истории с Енисейским ферросплавным заводом жители города всерьез обратили внимание на то, в каких экологических условиях им приходится жить, и задумались, отвечает ли их жизнь в Красноярске высоким экологическим стандартам. Да, здоровый образ жизни постепенно становится нормой, но можно ли его вести в противогазе? Можно ли считать благоприятной окружающей средой ситуацию, когда турник стоит в каждом дворе, но деревьев вокруг него становится все меньше и меньше? Когда под эгидой развития студенческого спорта вырубаются скверы и рощи, а природный ландшафт уродуется бетонными коробками и заборами? Я уверен, что если мы начнем на улицах Красноярска задавать такие вопросы прохожим, то получим вполне однозначные ответы. Но видимо, у нашей власти другое мнение на этот счет.

2. Кто виноват в «черном небе» и откуда оно появилось в нашем городе?

По большому счету, «черное небо» присутствует в Красноярске еще с советских времен как неизбежное следствие чрезмерной индустриализации городской территории. У меня бабушка жила на правом берегу, в районе завода медпрепаратов – вот там тогда эпизодически воняло просто будь здоров. Да и районах расположения других красноярских заводов ситуация была не лучше. Однако теперь общая структура источников загрязнения атмосферного воздуха в Красноярске поменялась: заводы и промпредприятия ответственны примерно за треть всех выбросов, еще примерно треть вносят объекты теплоэнергетики, и оставшуюся часть – автомобильный транспорт.

3. Некоторые эксперты утверждают, что дни НМУ – это природное явление, так ли это?

Разумеется, периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) имеют естественное происхождение. Но в дни «черного неба» периоды НМУ превращаются все-таки с помощью человека: ведь именно мы коптим небо через трубы. Одни – через трубы заводов, другие – через трубы ТЭЦ и котельных, и почти все – через выхлопные трубы своих автомобилей.

4. Связано как-то увеличение дней НМУ с изменением климата и антициклонами?

Это хороший вопрос, в поиске ответа на который в первую очередь должна быть заинтересована городская власть. Потому что если специалисты действительно выявят связь между увеличением дней НМУ с изменением климата, то тогда Красноярску на официальном уровне следует разрабатывать и реализовывать меры климатической адаптации буквально во всех областях городского хозяйства. Должны будут пересматриваться и нормы проектирования, и различные нормативы, и планы развития. К сожалению, пока планомерной работы в этом направлении не просматривается.

5. Почему выбросы в период НМУ остаются в городе? Как на это влияет расположение Красноярска?

6. Оказывает ли влияние на экологическую ситуацию незамерзающий Енисей? Каким образом?

7. Правда ли, что выбросы от мелких источников опаснее, потому что рассеиваются в приземном слое и формируют смог? А выбросы от высоких труб рассеиваются на более дальние расстояния и менее опасны? Какой вклад вносит частный сектор?

Опаснее по сравнению с чем? С выбросами алюминиевого или цементного завода? Сильно сомневаюсь. Кроме того, выбросы из частного сектора – это прежде всего печки, работающие на угле. И здесь наше обоняние вряд ли нас обманет. Если, допустим, вы попадаете в Улан-Батор в безветренную погоду, вы сразу же носом чувствуете характерный угольный вклад частного сектора. В Красноярске такого нет, запахи (или вонь) куда богаче и разнообразнее.

8. Какой вклад в экологию вносят автомобили? Действительно ли это один из основных источников загрязнений?

Я часто слышу от красноярских автомобилистов: мол, разберитесь сначала с выбросами заводов и котельных, а потом уже предъявляйте претензии автотранспорту. Однако неприятная правда заключается в том, что автомобильные выхлопы также вносят существенный вклад в «черное небо» Красноярска. Более того, этот вклад растет с каждым годом из-за все большей автомобилизации нашего города – не в последнюю очередь по причине того, что городская власть своими действиями целенаправленно стимулирует каждую красноярскую семью на покупку личного авто (а то и не одного). Плохой и неудобный общественный транспорт, постоянные расширения проезжей части, вырубки деревьев по обочинам дорог и во дворах для расширения парковочного пространства, строительство все новых и новых подземных и надземных пешеходных переходов – все эти меры несут комфорт и удобство именно владельцу автомобиля, а не пешеходу. Стоит ли удивляться, что машин на дорогах и во дворах становится все больше, а их вклад в «черное небо» — все значительнее?

9. Как влияет застройка города? Почему в других городах нет таких проблем? Может высотки строят в неправильных местах? Застройка города будет продолжаться и дальше… Чего ждать?

Я помню, когда последний генплан Красноярска проходил процедуру общественного обсуждения, чуть ли не на каждых публичных слушаниях главный архитектор с гордостью заявлял, что в предлагаемом генплане предусмотрен так называемый «зеленый каркас» — пояс зеленых насаждений в разных районах города. Прошел год-два – и в новый генплан были внесены сотни поправок, почти треть из которых давала застройщикам возможность уничтожить ненавистные им и ничего не стоящие зеленые пятна на ценной и дорогой красноярской земле, чтобы воздвигнуть на этом месте нечто серое и бетонное с хорошей рыночной стоимостью. Думаю, такого рода процессы будут продолжаться и дальше. Универсиадная стройка уже раскупорила оберегаемые до этого зеленые массивы в районе Академгородка. Теперь их уничтожение – дело времени.

10. Какие есть пути решения экологической проблемы в Красноярске?

Самый быстрый и самый радикальный способ улучшения ситуации с качеством атмосферного воздуха в нашем городе – это закрыть Красноярский алюминиевый завод, на который приходится около одной трети от общего загрязнения атмосферного воздуха. Другой вариант решения проблемы (подороже и подольше) – это газификация Красноярска, поскольку работающие на угле объекты теплоэнергетики также вносят существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Все остальные пути улучшения качества воздуха в Красноярске вроде борьбы с печками частного сектора или введение экологических ограничений для автотранспорта принесут, на мой взгляд, куда менее ощутимый эффект, но, конечно, необходимо работать и в этом направлении.

Александр Колотов,
председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края,
директор красноярской экологической организации «ПЛОТИНА»

Опубликованно 15.03.2018 автором Александр Колотов. Запись опубликована в рубрике Красноярский край с метками воздух. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
ЕБРР не финансирует монгольские ГЭС, угрожающие Байкалу
Монголия не отказывается от своих «антибайкальских» планов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Поиск по сайту

    Последнее

    • Экология золотодобычи в России: итоги промывочного сезона-2022
    • Монгольские ГЭС в бассейне Байкала должны пройти международную оценку
    • На Колыме добыча золота оплачивается уничтожением местных рек
    • «Синий конь» Монголии затопчет Байкал
    • Чем грозит Байкалу новая монгольская ГЭС: общественники бьют тревогу
    • Экологии Байкала угрожает «Синий конь» из Монголии
    • Добыча россыпного золота не оставляет шансов водным объектам
    • На чистую воду: как защитить Байкал от туристов
    • Мимо Сибири? Почему в Красноярском крае добывают газ, но дома топят углем

    Архив публикаций

    Актуальные темы

    WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата

    Актуальные темы

    WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата

География

  • Байкал
  • Дальний Восток
  • Железногорск
  • Красноярский край
  • Нижнее Приангарье
  • Россия
  • Сибирь
  • Урал

Хронология

  • 2022
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2021
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2020
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2019
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2018
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2017
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2016
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2015
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2014
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2013
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2012
    • Декабрь
    • Ноябрь
  • 2009
    • Январь
  • 2008
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август

Актуальные темы

WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата
создано с помощью