Эколог Александр Колотов: «Нужно объявить озеро Байкал участком всемирного наследия под угрозой»
Более 758 тысяч подписей собрала последняя петиция против строительства на Байкале китайского завода по производству бутилированной воды. Наша «природная жемчужина» так и будет оставаться в центре экологических конфликтов, пока у Байкала не появится хозяин, считает российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ», член Ангаро-Байкальского бассейнового совета Александр Колотов.
На встрече в Новосибирске он рассказал о «горячих» экологических точках сегодняшнего Байкала. Это уменьшение границы водоохранной зоны озера, загрязнение бытовыми стоками от объектов массового туризма, продолжающаяся утечка токсичных соединений из шламохранилищ Байкальского ЦБК и многое другое.
О водоохранной зоне и инициативах чиновников
— В прошлом году постановлением правительства России границы водоохранной зоны вокруг Байкала значительно сокращены — до 200 метров от берега, кроме того, из зоны исключены населённые пункты. И это все без всяких общественных слушаний.
В Минсельхозе, например, тоже в прошлом году, придумали, что байкальская нерпа сильно расплодилась и вообще «жрет» байкальского омуля, а сейчас промышленный вылов омуля запрещен из-за снижения его численности. Каков выход: давайте сделаем промышленный отстрел нерпы!
И только из-за того, что проект этого приказа просочился в СМИ, подключились ученые, забила тревогу общественность, идея заглохла.
Ну а в октябре 2018 года чиновники Минприроды Бурятии решили, что омуля хорошо «жрет» баклан – давайте и баклана будем отстреливать! Но пока этому тоже не дали ход.
Об «экологическом» туризме и китайской экспансии
В свое время советские, а потом российские экологи думали, что самая главная угроза Байкалу – это Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Сейчас он закрыт.
Иркутская область и Бурятия многие годы составляли разнообразные планы по развитию туризма на Байкале. И вот сюда поехали китайцы, тысячи, десятки тысяч. И турбизнес стал диктовать правила игры. Почему возникла идея отстрела нерпы? Прежде всего – это ориентация на китайского туриста.
Схема китайского туризма на Байкале очень специфична: китайские туристы покупают пакетные туры у китайских же турфирм, прилетают обычно китайскими чартерами, их встречают китайские автобусы, размещают в китайских гостиницах, туры проводят китайские гиды.
Где здесь российские налоги? И местные вдруг осознают: а мы думали, что будет «золотой» дождь. Сейчас рождаются инициативы: давайте сделаем лицензирование, сертификацию, но не факт, что преимущество получат местные предприниматели.
В последние годы туризм — один из самых мощных факторов антропогенного воздействия на экосистему Байкала. Взять ту же проблему распространения водоросли спирогиры, которая затягивает мелководье, наносит вред обитателям озера. Самая вероятная причина появления этой водоросли, по мнению ученых, — отсутствие очистных сооружений и влияние моющих средств с большим содержанием фосфатов. А это как раз последствия деятельности многочисленных временных сооружений, турбаз и т.д.
Увы, но пока экологические программы, касающиеся защиты Байкала, даже не демонстрируют простое понимание того, что со спирогирой нужно бороться. Нужно вводить какие-то ограничения на использование моющих средств. Про это говорят уже лет пять. Что-нибудь сделано? Нет. Лучше мы будем отстреливать нерп.
Строить нельзя, но если очень хочется, то можно
За последний месяц в сети резко выросло количество подписей под петицией против строительства завода по розливу бутилированной воды вблизи поселка Култук на берегу Байкала.
По словам авторов документа, к 2021 году возле поселка должен заработать китайский завод по розливу бутилированной воды, основным инвестором которого является Дацинская водная компания ООО «Озеро Байкал», зарегистрированная в китайской провинции Хейлунцзян. Местные жители опасаются, что из-за работы предприятия они не смогут ловить рыбу в прежних объемах, а Байкалу предприятие нанесет непоправимый экологический ущерб.
Протесты начались еще весной 2017 года, это распространялось в соцсетях со скоростью лесного пожара. Почему? Потому что легло на стереотип нашего восприятия: Байкал – жемчужина, чиновники плохие, Китай придет и все скупит. Тогда же возникла история о том, что китайцы построят водовод и будут откачивать воду из Байкала прямиком в Китай.
Завод в Култуке с точки зрения экологов-специалистов построен не в том месте. Его вред даже не в том, что он забирает воду из Байкала, а в том, что есть побочные неблагоприятные эффекты от этого производства. Хотя объемы забора воды по сравнению с объемом самого озера микроскопические.
С одной стороны, протестующих захлестывают эмоции, а с другой – очевидны последствия: если чиновники разрешили построить один завод, да еще с нарушениями, то скоро этих заводов будет как китайцев в час пик туристического сезона на Байкале.
Кто же отвечает за Байкал?
Проблемы накапливаются, и в каждом конкретном случае опять возникает вопрос: где тот орган, который отвечает за Байкал? Каждая государственная структура пытается показать, что она может его контролировать: Минприроды, Минсельхоз, правительство…
В ноябре прошлого года произошло очередное «разделение» Байкала по сферам влияния: Бурятия и Забайкальский край из Сибирского федерального округа перешли в состав Дальневосточного федерального округа.
Наша коалиция «Реки без границ» предлагает: давайте сделаем Стратегическую экологическую оценку Байкала. И в ней все пропишем, и посмотрим риски, и сделаем, так как лучше Байкалу. С нами согласны все — Минприроды и другие ведомства.
Может, нам нужен действительно единый орган – «хозяин» Байкала? Байкалу и Байкальской природной территории необходимо создание единой комплексной системы управления, предусматривающей и государственный надзор, и общественный контроль, и участие бизнеса.
Сегодня же нашу «жемчужину» воспринимают только как ресурс. Как любой другой природный ресурс Байкал хотят эксплуатировать и получать из него прибыль. И чем больше, тем лучше. А для этого пытаются изменить законы, которые ограничивают хозяйственную деятельность на Байкале.
Сейчас, когда сократили водоохранную зону, говорят: а давайте сократим центральную экологическую зону. В Федеральном проекте «Сохранение озера Байкал» в рамках национального проекта «Экология», который был принят в самом конце прошлого года, мы вновь наблюдаем тенденцию последних лет – мероприятия программы направлены на борьбу с последствиями человеческой деятельности, а не на устранение причин экологического загрязнения.
Может быть, последним рубежом защиты будет обращение в ЮНЕСКО. В 1996 году озеро Байкал было включено в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Но если наша страна будет планомерно разрушать уникальный объект, тогда у нас, у общественников и всех нормальных людей будет последний выход: обратиться в ЮНЕСКО, чтобы объявить озеро Байкал «участком всемирного наследия под угрозой».
С 5 по 7 марта с официальным визитом в Россию прилетает Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле. Она будет встречаться с президентом Владимиром Путиным. Как считают авторы петиции против строительства завода на Байкале, это шанс поднять вопрос спасения озера на самом высоком уровне.
«Давайте попросим госпожу Азуле поднять вопрос строительства завода при встрече с Владимиром Путиным», — призывают экологические активисты.
А в прошедшее воскресенье свою акцию протеста против строительства завода провел известный стилист и певец Сергей Зверев, выросший в прибайкальском поселке Култук. Он вышел на Красную площадь в Москве с одиночным пикетом. «Я против строительства заводов по розливу воды на Озере Байкал!!! А вы против??? Хватит уничтожать природу!!!» – подписал свое фото в Инстаграме Зверев.
Светлана Сучкова (Recycle Magazine)