Тысячи пожарных сражаются с огнем, миллионы гектаров сибирского леса превращаются в дым
Сибирь задыхается от лесных пожаров. Пламя с каждым днем «пожирает» все новые участки тайги. Вчера, по данным ФБУ «Авиалесоохрана», было зафиксировано 137 лесных пожаров. Еще сутки назад их было 110. Больше всего лесов горит в Иркутской области (58 пожаров), Красноярском крае (36 пожаров) и Якутии (25 пожаров).
Только в Красноярском крае, по данным регионального лесопожарного центра на 30 июля, их площадь превысила уже миллион гектаров. И огонь сдавать позиции не собирается. Горят леса глубоко в тайге, в отдаленных местах, куда не ступала нога человека. Поэтому в сибирских регионах основной версией таежных пожаров называются «сухие грозы», которые возникли из-за аномальной жары. А в целом по стране минприроды называет главной причиной человеческий фактор, 52,3 процента возгораний происходит по вине людей.
Самая сложная ситуация на севере Красноярского края, где с начала лета установилась жаркая и сухая погода. Полыхают Эвенкия, Енисейский, Богучанский районы. Всего там зарегистрировано более 90 пожаров. При этом, как рассказали в краевом министерстве лесного хозяйства, комиссия по контролю за ЧС обязала тушить только четыре из них.
Похожая ситуация и в соседней Иркутской области, где, как и в Красноярском крае, на всей территории введен режим ЧС.
По словам чиновников, огонь буйствует в самых отдаленных и труднодоступных участках Красноярского края. Угрозы для населенных пунктов там нет, из-за отсутствия дорог доставить в такую местность тяжелую технику невозможно. 270 тонн воды, которые может сбросить за один заход самолет-амфибия, для сибирской тайги — капля в море. Авиацию задействуют лишь в помощь наземным группировкам. Однако в связи с труднодоступностью очагов, а также сильной задымленностью использовать воздушную технику не удается, в том числе и из соображений безопасности пилотов.
Выделенный ФБУ «Авиалесоохрана» специальный самолет-зондировщик Ан-26 «Циклон», который должен вызывать облачность и осадки над пораженными огнем территориями, обстреливая облака специальными патронами с йодистым серебром, часто тоже бессилен. Эффективно работать он может только при наличии так называемой ресурсной облачности — облаков с определенным запасом влажности, — которая есть не всегда.
— Самолет постоянно дежурит. Но, говоря простым языком, стрелять бывает некуда. Облачность должна быть грозовой, но не нести потенциальные осадки. Как только нам дают соответствующий метеопрогноз, поднимаемся в воздух, — пояснил министр лесного хозяйства края Димитрий Маслодудов.
Плотный смог, который северо-восточный ветер нес на Красноярск от горящих лесов, провисев над краевым центром две недели, наконец заметно рассеялся.
— Источником были пожары в Богучанском районе. Некоторые в поперечнике достигали 40 километров. От них до города более 400 километров, но дым преодолевает любые расстояния, — сообщил технический директор НТЦ «Космические решения» Алексей Борисевич.
Сильное задымление накрыло и Эвенкию, где пришлось усилить лесопожарную группировку. В район переброшены более 240 авиапожарных. Накануне здесь прошли долгожданные дожди, остановившие распространение огня.
— Лечебные учреждения контролируют ситуацию, проводят профилактическую работу с населением, — заявили в пресс-службе краевого правительства.
По информации краевого МЧС, на особом контроле находятся лесные пожары, которые действуют в 20-километровой зоне от населенных пунктов. Например, к эвенкийскому поселку Куюмба огонь подошел уже на расстояние пяти километров.
— Ситуация у нас очень плохая, — говорит жительница эвенкийского поселка Яна Захарчук. — Все в дыму, дышать нечем. Надеваем маски, но толку от них немного. Вот уже месяц стараемся не выпускать на улицу детей. Вдобавок из-за пожаров бежит из тайги зверье. Белки атакуют просто, никогда их столько не было. Боимся, что пойдут медведи, лоси, волки…
В результате густой дым, затянувший весь север края, двинулся дальше. Две недели плотная дымка, запах гари накрывали не только Красноярск, но и Западную Сибирь. Как сообщили в министерстве экологии края, с 22 по 28 июля передвижная экологическая лаборатория выезжала по вызовам красноярцев 72 раза. Произведено 1295 отборов воздуха.
— Зафиксированы превышения концентраций диоксида азота, взвешенных веществ, гидрохлорида, гидрофторида и бензопирена, — констатировали специалисты ведомства.
Между тем, несмотря на распространение огня, к тушению возгораний, расположенных в труднодоступной местности, никто не спешит. За ними лишь круглосуточно наблюдают из космоса. Ведут постоянный мониторинг ситуации с пожарами.
По словам чиновников, это экономически необоснованно. Экологи с такой позицией категорически не согласны. При этом директор Красноярской региональной природоохранной организации «Плотина» Александр Колотов убежден в том, что проблема будет обостряться:
— Сначала власти посчитали, что не все лесные пожары следует тушить, что нужно экономить силы, время, ресурсы и только «контролировать» развитие очагов, которые не несут непосредственной угрозы населенным пунктам и объектам экономики. Теперь «зона контроля» стала настолько обширной, что каждый год подавляющее большинство пожаров бушует именно в ней. Под огонь уходят сотни тысяч гектаров, жители теперь уже и отдаленных городов и поселков задыхаются в дыму. С экономической точки зрения борьба с этим все более опасным явлением, может, и «нецелесообразна». Однако экологические соображения — они-то почему не берутся в расчет?
Надежда Столярчук, Алексей Бондарев, «Российская газета — Неделя» № 167(7925)