Золотой край. Кто виноват в трагедии на прииске в Красноярском крае
21 октября в Красноярском крае объявлено днем траура. В ночь с пятницы на субботу на реке Сейба произошла трагедия: 15 человек погибли в результате разрушения пяти дамб на золотодобывающей артели. Вода затопила два общежития рабочих в стоящем рядом поселке. Пятеро по-прежнему считаются пропавшими без вести. Еще около сорока человек пострадали. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности при ведении работ, которые повлекли по неосторожности смерть двух и более человек. В ведомстве считают, что дамбы вообще были построены незаконно. Они принадлежат холдингу «Сибзолото», а точнее — входящей в холдинг компании «Сисим». Сотрудники органов уже арестовали её генерального директора, Максима Ковальского, начальника участка Андрея Еганова и мастера горного участка Евгения Александрова. В самой компании прошли обыски.
Поиски пятерых пропавших без вести после прорыва дамб в Красноярском крае теперь ведутся в 25 километрах от рабочего поселка — так далеко вода могла унести людей. Участки старателей принадлежали компании «Сисим», ей же — разрушенные дамбы. «Сисим» входила в холдинг «Сибзолото». Это крупная компания, занимается добычей драгоценных металлов в Красноярском крае, Кемеровской области и Хакасии. «Сибзолото» опубликовала списки погибших, пропавших и пострадавших, хотя все выходные сайт компании не работал. Только от местных властей удалось узнать — разрешенные дамбы были построены незаконно, органы о них не знали. Но мало того, рабочий поселок, дома на 80 вахтовиков тоже появились в нарушение всех норм безопасности — ниже дамбы.
В том, что рабочие жили прямо рядом с рекой, обвинили начальника участка Андрея Еганова. Тот вину признал и решил сотрудничать со следствием. Его 21 октября арестовал суд. Еганов — почетный старатель. В соседнем селе Щетинкино артель «Сисим» на свои деньги восстановила крышу школы. Еганов был почетным гостем. О нем компания «Сибзолото» даже сняла фильм, правда, все видео удалены. Узнать про принципы работы Еганова удалось благодаря YouTube его жены Снежанны.
Жена обнаружила на фотографиях с ЧП затопленную машину мужа, потом рассказала журналистам, что на реке Сейбе работает почти вся их семья. Сама Снежанна год назад уехала с приисков в Москву. Вернулась в Красноярск уже на арест мужа.
Кроме Еганова, арестовали еще гендиректора «Сисима» Максима Ковалькова и горного мастера Евгения Александрова. У того не было специального образования, только 11 классов школы.
Впрочем, о том, что на прииски берут без опыта работы, рассказывают и сами вахтовики. Михаил Шишигин поехал на участок Безымянный в поселок Брянка из Свердловской области. Старателем он не работал ни дня, имел только корочку машиниста экскаватора. Шишигину не понравились условия труда и отношение начальника участка. А когда он услышал, что другим заплатили всего 25 тысяч за два месяца, хотя обещали 70, то отказался работать вовсе. Через три дня Шишигина с участка отправили в ближайший поселок. Пострадавший Алексей Викторов тоже работал машинистом экскаватора, но его условия труда устраивали.
Как говорят вахтовики, все зависит от начальства — есть участки образцово-показательные, а есть незарегистрированные. Одному из вахтовиков, который анонимно поговорил с Дождем, повезло — его объект был основным в районе: «По снабжению и добыче золота был одним из показательных, в плане быта тоже старались держать его всегда в порядке. А вот по участкам, что были незарегистрированы, это я не подскажу. Эти вопросы к начальству. Есть маркшейдеры, геологи, которые, наверное, находят новые залежи, и, таким образом, образовался новый участок, начиналась добыча, и, видимо, не регистрировали, так как все это время и деньги».
Экологи давно били тревогу по поводу приисков — мониторинг показывал, что в реки попадает огромное количество грязи, и все из-за старателей. Организация «Реки без границ» постоянно отправляла в Росприроднадзор отчеты, прикладывала карты, вот река Сисим и Сейба — на последней и прорвало дамбы. «Реки без границ» просили властей о проверку, но получали отписки. Местные жители в прошлом году предупреждали: вода в Сейбе уже давно стала мутной.
За месяц до прорыва дамбы жители села Таяты — это в трехстах километрах южнее от места трагедии — заявили о том, что у них на реке Казыр строят прииски. Золотоискатели вырубают лес и привозят технику. И если раньше их призывы власти игнорировали, то теперь у местных есть шанс отбить реку. Росприроднадзор пообещал проверить всех и вся, ведь после ЧП в Сейбе могут быть медь и другие компоненты. Пока идут разбирательства, «Сибзолото» приостановила работу — об этом говорят сами вахтовики. Однако по свидетельствам других работников, где-то на участках все еще идет добыча золота.
Золотую лихорадку в Красноярском крае это происшествие вряд ли остановит, сокрушаются экологи. По их словам, войти в бизнес золотоискателей несложно, лицензию раздают направо и налево, а корпоративные юристы научились отбиваться от исков. Так, «Сисим» в Кемеровской области уже год судится с местным департаментом природных ресурсов и экологии и настаивает — нарушений не было. А уж красноярские власти вовсе не обращали внимания на старателей, и так край стал настоящей золотой жилой для нелегальных участков.
Евгения Зобнина (телеканал «Дождь»)