«Дело обычное, просто раздули»: разбираемся, как добывают золото в крае и кто виноват в трагедии
Прорыв дамбы на золотом прииске в Красноярском крае поражает масштабами трагедии. На сегодняшний день сводки говорят о 15 погибших и 44 пострадавших. 5 человек до сих пор числятся пропавшими без вести. Между тем именно золотодобыча всегда была поводом для гордости Красноярского края. Мы решили разобраться в том, кто и как добывает золото в Красноярском крае. Поговорили с экспертами и обычными работниками о том, как в принципе устроены дамбы и городки вахтовиков, почему десятки людей оказались погребены под обрушившейся волной и можно ли было этого избежать.
Сколько золота добывают в Красноярском крае и кто. Что известно о компании-виновнике?
Зимой правительство России раскрыло данные о том, сколько золота добывается в Красноярском крае. По данным на январь 2019 года, только за один месяц на территории края на аффинаж (очистку золота. — Прим. ред.) было отправлено 3,7 тонны золота.
В правительстве края сегодня нам уточнили, что по итогам 2018 года на территории региона было добыто 72,8 тонны золота. «При этом ежегодно объёмы добычи растут, в среднем на 5 тонн», — уточняют в министерстве промышленности. Самыми крупными золотодобытчиками считают «Полюс Красноярск», «Соврудник», «Васильевский рудник» и «Норильский никель». Золото добывают в Мотыгинском, Северо-Енисейском и Курагинском районах.
Однако помимо озвученных в правительстве крупных артелей добычей занимаются и другие компании, а число выданных лицензий перевалило за 4 сотни. Среди золотодобытчиков и холдинг «Сибзолото» — именно эта компания занималась добычей на месте прорыва дамбы.
По данным Forbes, гендиректору «Сибзолота» Алексею Гурьянову напрямую принадлежит только 20% холдинга. Остальные доли распределены поровну между четырьмя ООО: «Артель старателей Ангара-Север», «Артель старателей Июсская», «Артель старателей Хакасия» и «Сисим».
— В последней опубликованной на сайте компании новости от 27 сентября компания пишет, что по итогам 2018 года холдинг занял первое место среди российских предприятий, добывающих россыпное золото. Отраслевой сайт Eruda в свою очередь отвел красноярскому холдингу третье место, — передаёт Forbes.
Председатель Союза старателей России Виктор Таракановский в беседе с NGS24.RU уточнил, что сейчас «Сибзолото» вышло на добычу порядка 2 тонн золота в год, а значит, их доход около 6 миллиардов рублей.
После трагедии именно в офисах компании «Сисим», входящей в состав «Сибзолота», начались обыски — изымалась бухгалтерская и техническая документация, личные дела работников, В итоге в числе подозреваемых оказались трое: директор ООО «Сисим», начальник участка и горный мастер.
— Установлено, что дамбы возведены незаконно без каких-либо разрешительных документов с целью отвода грунтовых вод на участке золотодобычи. Прорыв начался с самой верхней, а затем по цепочке из-за силы двигающегося потока воды разрушилось еще четыре гидротехнических сооружения.
Начальник участка сообщил следователю о том, что понимал опасность постройки рабочего поселка в зоне затопления.
Так говорится в материале следователей.
Также установлено, что горный мастер, в обязанности которого входит организация и проведение работ на участке, не имеет никакого специального образования.
Сегодня суд поместил подозреваемых под стражу на 2 месяца.
В день трагедии сайт компании «Сибзолото» оказался заблокированным. Однако утром в понедельник, 21 октября, он снова начал работу, разместив информацию о погибших и пострадавших и опубликовав соболезнования семьям погибших.
На страницах сайта красочно расписано и об условиях труда: «Мы создали современные вахтовые посёлки, обеспеченные электричеством и сотовой связью. <…> В каждой комнате телевизор и спутниковое ТВ, холодильник и чайник». Среди актуальных вакансий — должности с зарплатой от 35 тысяч. Судя по этим данным, подозреваемый горный мастер и начальник участка получали не меньше 80 и 100 тысяч рублей в месяц.
Как происходит добыча и строятся дамбы
— Я занимаюсь золотом уже 60 лет, но о такой трагедии с массовой гибелью людей не слышал, — сообщил NGS24.RU председатель Союза старателей России Виктор Таракановский. Он же простым языком объяснил нам, как добывается золото.
Золото есть рудное и россыпное. В этом конкретном случае в Курагинском районе было именно россыпное месторождение. В советское время доля добычи россыпного золота была до 70%, а сейчас всего 25%. И содержания золота на куб песка — всего полграмма.
Чтобы промыть золотоносный песок, требуется очень много воды: на один кубометр песка — 6–15 кубометров воды. В сутки во время золотодобычи моется самое малое, по словам эксперта, тысяча кубометров песка — а значит, для этого нужно 6–15 тысяч кубометров воды. «Где вы возьмёте из ручейков в тайге столько воды? Чтобы решить эти вопросы, устанавливается оборотное водоснабжение — делается водоём небольшой», — объясняет председатель.
Чтобы образовать такой водоём, строят дамбы, в которых собирают воду. В эти искусственно созданные водоёмы сбрасываются уже промытые пески. Подобных дамб всегда строятся сразу несколько — они стоят своеобразным каскадом вверх по ручью. Их высота обычно составляет около 2–3 метров. Проекты таких дамб и плотин должны быть утверждены Ростехнадзором.
Что могло стать причиной прорыва дамбы? Мнение эксперта
— Конечно, объективно сказать причину можно, только побывав на месте. Но вопрос в чем заключается — сейчас конец промсезона, уже снежок, люди уже домой собрались, потому что мёрзлые пески мыть не будут, а потом и воды не будет — всё замёрзнет. Может быть, ослабло внимание. Может быть, шли дожди наверху. Может быть, прорвало руслоотводную канаву и вода просочилась в это водохранилище.
Естественно, поднялся уровень и, если там не было водосбросных сооружений, как на больших плотинах, эту дамбу и прорвало. Этот поток перешёл на следующую дамбу, её тоже прорвало — и так одну за другой, — говорит председатель Союза старателей Виктор Таракановский.
По его мнению, люди погибли из-за того, что посёлок был построен очень низко.
— Никто никогда не строит в долине ручья, как раз на случай прорыва. Таких дамб строится тысячами каждый год, и всегда посёлки стоят на возвышенности, выше отметки дамбы, — утверждает Таракановский.
При этом, по его словам, случаи прорыва дамбы случались, и не раз: «Где-то дожди прошли, или снега, или где-то некачественные руслоотводные канавы, или если строить на вечной мерзлоте».
Однако старатель уверен, что прорыв дамбы — это трагический несчастный случай. Однако самый большой вопрос — это почему посёлок с людьми установили в низине. При этом Виктор Таракановский считает, что подобный случай с такими последствиями вряд ли может повториться из-за контроля, который обычно проводится в компаниях.
Работники золотодобывающих компаний, вопреки словам эксперта, считают, что трагедия может повториться.
Анонимно нам удалось поговорить с сотрудником, работавшим на одном из приисков. По его словам, посёлки для вахтовиков нередко строятся ниже уровня дамбы. И прорывы дамб действительно происходили не раз.
Самому факту прорыва дамбы опытные старатели даже не удивляются: «Это нормальный процесс, обычное явление для этого рода деятельности, просто раздули».
— Строится вахтовый посёлок там, откуда ты начинаешь свою работу, чтобы это было рядом. Начинаешь выработки от посёлка и вверх по руслу. Вот и всё. Почему их смыло: выработка уже большая была. В дамбе 200 тысяч тонн воды. Её прорвало. Представьте скорость за 2 км какую она наберёт вниз по течению? — делится мнением сотрудник.
Сам по себе вахтовый посёлок — это ряд обычных брусовых домов 6 на 6 метров, баня и столовая — отдельно. В дом может поместиться до 8 человек. Обычно в доме стоят только кровати, печка и телевизор, если повезёт: «Это место, где можно просто поспать после работы».
Кроме следователей и Ростехнадзора свои проверки проводят и Росприроднадзор, оценивая степень экологической угрозы.
Сразу же после прорыва дамбы специалисты Росприроднадзора выехали на место. Они отобрали пробы грунта и воды и отправили их на анализ. Ведомство даже планирует обратиться к правительству страны с просьбой разрешить проверку всех дамб в России.
Но экологи-активисты уверяют, что загрязнения рек в районах золотодобычи фиксировали неоднократно, однако от краевого Росприроднадзора получали только отписки. А ведь не исключено, что своевременно проведённая ими проверка могла бы повлиять на артели старателей, так как вероятной причиной загрязнений рек экологи в том числе называли те самые дамбы.
Как рассказал NGS24.RU координатор экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов, загрязнение в реке Сисим в Курагинском районе замечали со спутника ещё в 2018 году. В 2 из 6 зафиксированных случаев эти загрязнения шли с реки Сейба, на которой и были установлены дамбы.
«Считаем, что загрязнение произошло в ходе работ по добыче россыпного золота (в том числе, возможно, в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах) и свидетельствует о значительном ущербе, причиняемом окружающей среде. Вероятные источники загрязнения: по данным Интерактивной электронной карты недропользования РФ, на реке Сисим и ее притоках имеются месторождения россыпного золота, находящиеся в пользовании ООО «Сисим»», — заявили в Росприроднадзор экологи.
Росприроднадзор прислал ответ за подписью ныне арестованного за взятку экс-главы ведомства Андрея Калинина:
«Информация о полученном загрязнении водного объекта без указания конкретного предприятия, по вине которого происходит это загрязнение, не является достаточным поводом для проведения внеплановой проверки».
И случай с загрязнением рек у участков золотодобычи в Курагинском районе — далеко не единственный. В том же 2018 году, по словам Колотова, всего было выявлено 63 загрязнения в реках, находящихся возле золотодобывающих приисков в 7 районах края.
Большинство из этих загрязнений были найдены в Мотыгинском, Северо-Енисейском и Эвенкийском районах. Там, по словам Александра Колотова, свою деятельность ведут порядка 15–20 артелей. Среди злостных нарушителей эколог называет «Ангару-Север», которая также входит в холдинг «Сибзолото».
Штрафы за загрязнения если и выписываются, то редко и на совсем смешные для золотодобывателей суммы — 70–100 тысяч рублей. Хотя подобные нарушения могли бы стать поводом для отзыва лицензии компаний.
Ни на одно из обращений экологов в прошлом году Росприроднадзор Красноярского края не отреагировал. Тогда экологи решили перестать проводить мониторинг у нас. И в этом году данные о загрязнениях вблизи приисков не собирались.
Хотя уже постфактум экологи посмотрели снимки со спутника за октябрь 2019 года в Курагинском районе: за неделю до трагедии в реке Сисим снова были обнаружены грязные примеси.
— Могли ли своевременные проверки Росприроднадзора повлиять на старателей ещё год назад и стать причиной для новых, уже технических проверок?
— Так думать — очень оптимистично. Потому что за техническое состояние сооружений всё-таки отвечает Ростехнадзор. Но, конечно, если бы Росприроднадзор выехал на эти проверки и обнаружил, что с этих технических водоёмов идут эти самые загрязнения, он бы выдал им предписание, предостережение, чтобы они ликвидировали эти утечки и протечки. Значит, нужно было бы укрепить конструкцию этих дамб. Но это идеальная картина, — отвечает Александр Колотов.
То, в каком количестве проводится добыча золота в крае, впечатляет. По словам Колотова, ещё на февраль 2018 года действовало 469 лицензий на добычу россыпного золота. За таким потоком надзорные органы просто не успевают следить.
— Старателей уйма, их огромное количество. И понятно, что надзорные органы при всём желании не смогли бы заниматься только ими. Особенно это касается северных районов, куда только вертолётами добираться. Надо ли вообще выдавать столько лицензий на россыпное золото? — считает активист-эколог.
Он добавил, что в Китае и Монголии уже отказались от россыпного золота, потому что «экологический ущерб превышает экономический эффект от добычи».