«Не река, а сточная канава». Эколог рассказал о последствиях золотодобычи в Курагинском районе
3 ноября видеоблогер-рыбак Андрей Спиридонов опубликовал на ютубе видео с Сисимского залива на Красноярском водохранилище после прорыва дамбы. На поверхности воды можно увидеть маслянистые пятна и мусор в виде бревен и веток, который, предположительно, принесло с золотодобывающего прииска на реке Сейба (видео, со слов автора, было снято в 200 км от него). Мы поговорили с директором красноярской экологической организации «Плотина» Александром Колотовым и узнали, насколько загрязнение может быть опасно для жителей Красноярска.
«Тут до прорыва дамбы где-то 200 километров. Это сколько мусора еще здесь по реке осталось, это вообще кошмар. Сюда дошел, наверное, 1% или меньше даже, полпроцента. Вот еще масло что ли какое-то или жир. Жалко залив, блин», — говорит блогер-рыбак Андрей Спиридонов за кадром своего нового видео. В этот момент он проплывает по Сисимскому заливу мимо участка со снегом, бревнами и темными пятнами. Спиридонов замечает, что они выглядят как нефтяные.
Шлейф из мутной воды и мусора, который идет с Сейбы по Сисимскому заливу, это обычное явление, говорит эколог Александр Колотов. Он с коллегами наблюдал многокилометровое скопление мусора на спутниковых снимках, сделанных в Курагинском районе в 2017 и 2018 годах. Такой шлейф образуется на тех речных участках, которые находятся ниже приисков.
«Например, в прошлом году 20 сентября мы зафиксировали такой же мощный шлейф, который шел от Сейбы через Сисим, как раз там, где проводили добычу россыпного золота. Общая протяженность загрязнения была 240 км. Но мы не знаем, что там было кроме взвешенных веществ (эти вещества состоят состоят из частиц глины, песка, ила, планктона и различных микроорганизмов). Цвет той воды резко отличался от цвета чистой воды, это на спутниковых снимках было очень хорошо видно. Особенно разница была видна, когда шлейф подходил ближе к Сисимскому заливу — впереди была чистая вода, а дальше шел прямо такой фронт мути», — рассказал Колотов.
Он пояснил, что из-за добычи россыпного золота в реки попадают тяжелые металлы (медь, цинк, свинец), которые в течение времени скапливаются на дне отстойников или по-другому — прудов-накопителей. Они оказываются в чистой воде по двум причинам:
— либо золотодобытчики сами сливают грязную воду из прудов-накопителей в реки,
— либо на дамбах происходят аварии, и вредные вещества попадают в водоемы и плывут к Красноярскому водохранилищу.
В этот раз причиной загрязнения воды стал именно прорыв дамбы — после случившегося Росприроднадзор обнаружил многократное превышение взвешенных веществ, цинка и меди в реке Сейба. Ртуть, которую выявил экспресс-анализ программы “Прямой эфир”, ведомство не выявило.
«Я склонен доверять пробам, которые отобраны надзорными органами. Если бы была ртуть, это бы раньше узнали жители соседней деревни Щетинкино и стали бить тревогу», — сказал Колотов.
Эколог пояснил, что эта грязная пленка может дойти до Красноярска, однако причинить вред жителям она вряд ли сможет, так как в нашем водохранилище «достаточно значительный объем воды». Но повод для беспокойства все же есть, ведь после золотодобычи реки превращаются в
«сточные канавы», а на восстановление в лучшем случае уходят несколько десятилетий.
«Превышение ПДК – предельно допустимых концентраций – означает опасность для окружающей среды и здоровья человека, поскольку эти ПДК устанавливаются на таких уровнях, после которых возможно негативное влияние на человеческое здоровье. Не факт, что оно будет, но вероятность есть. Конечно, перед нами не экологическая катастрофа, но это серьезное предупреждение всем нам о том, что буквально под боком уничтожаются наши реки. До прихода старателей Сейба была обычной, нормальной, сибирской речкой, а сейчас ее берега изрыты, всюду отвалы. Восстановление начнется при условии, что там не будут работать. Нужно, чтобы пошли естественные процессы: прекратилась эрозия берегов и они стали зарастать деревьями; чтобы корни схватили берега; чтобы появилось нормальное русло».
- Прорыв дамбы, произошедший 19 октября на реке Сейба, унес жизни 17 старателей, еще трое пропали без вести.
- После трагедии восемнадцать природоохранных общественных организаций попросили Владимира Путина прекратить выдачу лицензий на добычу россыпного золота.
Нарина Георгян (“Проспект Мира”)