Полимеры добрались до Байкала
К 1 декабря Россия должна предоставить ЮНЕСКО выполненную по международным стандартам оценку воздействия на окружающую среду изменения диапазона регулирования уровня Байкала. Предоставленные En+ обоснования ЮНЕСКО пока не устраивают. Впрочем, Иркутская ГЭС Олега Дерипаски — не единственная угроза для озера.
В водах озера в большом количестве нашли микропластик. Хотя еще совсем недавно считалось, что эта проблема для Байкала не актуальна. Неутешительные выводы озвучили участники последней научной экспедиции, в которую вошли специалисты МГУ имени Ломоносова, Института проблем передачи информации РАН, Сибирского федерального университета и Иркутского государственного университета. Ученые два месяца обследовали экосистему в районе Гремячинска, Байкальска, Слюдянки, Култука, Листвянки, Хужира и дельты Селенги.
Прибрежная зона наиболее уязвима перед антропогенным воздействием. Главная сенсация со знаком минус — концентрация микропластика в озере уже значительна и сравнима с его содержанием в других регионах планеты. Можно сказать, что скорость загрязнения Байкала пластиком высока и тоже является угрозой для экосистемы озера. Первые результаты показывают, что примерно половина частиц – это полиэтилен. Затем идут полипропилен и полистирол. По словам специалистов проекта «Берега России», это логично, учитывая, что это самые массово производимые на планете полимеры. Их безвредность относительна. Ведь в воде они могут выделять метиловый спирт, бензин, ионы тяжелых металлов, формальдегид и уксусную кислоту.
«Однозначно страшной картины на Байкале не нашли: она не хуже, чем во внутренних водоемах США, например. Токсичные эффекты микропластика наблюдаются при концентрациях в воде 0,54 мг/л и выше. В поверхностном слое воды Байкала концентрация сейчас в миллион раз меньше. Однако микропластик теоретически может накапливаться. Его частицы способны сорбировать органические токсины из воды, которые затем будут аккумулироваться в живых организмах при проглатывании пластика», — заявили в пресс-службе проекта.
Кроме того, у Байкала уже и так хватает экологических проблем. Например, в районе Селенги значительно превышены концентрации поверхностно-активных веществ и биогенных веществ. Очевидно, что это следствие некачественной работы очистных сооружений населенных пунктов, которые стоят выше по течению. В первую очередь, города Улан-Удэ. Главным природным фильтром озера служит эндемичная губка. И она в последние годы больна некрозом. Но самую большую опасность сейчас представляет водоросль спирогира. Как писал ранее «Век», уже почти вся прибрежная зона Байкала заражена ею и цветет. Эта водоросль находит питательную среду в сточных водах. «Полученные нами результаты позволят с большей ясностью взглянуть на ситуацию на Байкале, определить основные угрозы и источники поступления загрязнения. В перспективе это позволит выработать механизмы контроля и регуляции хозяйственной деятельности человека на озере. Экономическое развитие прибайкальских территорий неизбежно и необходимо. На них проживает множество людей, функционирует большое количество предприятий. В связи с этим необходимо найти варианты развития, которые позволят максимально защитить хрупкую экосистему», — заявил руководитель нынешней экспедиции, старший научный сотрудник кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ Михаил Колобов.
Кстати, исследования по микропластику проводились при поддержке группы En+, которую контролирует Олег Дерипаска. Группе принадлежат три, расположенные в окрестностях Байкала крупные ГЭС, – Братская, Усть-Илимская и Иркутская. От работы последней уровень воды в озере зависит напрямую. Независимые экологи, с одной стороны, приветствуют поддержку бизнесом научных изысканий. С другой, сетуют на то, что польза от них несоразмерна с уроном, который энергетики уже наносят Байкалу. «Не нужно забывать и другие рукотворные проблемы, например, воздействие на байкальскую экосистему регулированием уровня воды в озере посредством Иркутской ГЭС. Есть большие сомнения в том, что En+ уделяет серьезное внимание именно этому аспекту своей деятельности. В прошлом месяце компания представляла экологической общественности проект своего отчета об устойчивом развитии, а на днях опубликовала его в окончательной редакции. С сожалением можно констатировать, что критика экологов-общественников практически не была учтена», — заявил «Веку» Александр Колотов, член Ангаро-Байкальского бассейнового совета, российский координатор экологической коалиции «Реки без границ».
По словам эколога, у En+ в отчете говорится о тщательных исследованиях по обоснованию диапазона регулирования уровня воды в Байкале. При этом ЮНЕСКО придерживается совершенно другого мнения: отмена метрового диапазона регулирования уровня воды в Байкале произошла без должного научного обоснования. «Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в этой связи даже принял достаточно жесткое решение в отношении России, обязав ее к 1 декабря 2019 года представить выполненную по международным стандартам оценку воздействия на окружающую среду изменения диапазона регулирования уровня Байкала. После этого интерпретировать пассаж из отчета по устойчивому развитию En+ можно как угодно: от публикации недостоверной информации до сознательного введения в заблуждение инвесторов и акционеров», — добавляет Колотов.