Как на иголках: хвойные леса страдают от вредных выбросов
Многолетние наблюдения показывают: сосняки вокруг Красноярска чахнут, причем скорость изреживания древостоев растет. По мнению специалистов, это напрямую связано с загрязнением атмосферы.
Красноярский научный центр СО РАН констатирует: главная проблема краевой столицы — высокие концентрации в воздухе бензапирена и соединений фтора. От промышленных выбросов, многократно превышающих допустимый уровень, страдают не только люди, но и местная флора.
Сибирские ученые с 2002 по 2019 год внимательно следили за двумя сосновыми массивами в окрестностях мегаполиса-миллионника. Один из них расположен по розе ветров от крупных предприятий, второй — с противоположной стороны города. В каждом — по 500 деревьев. Результат многолетнего мониторинга весьма печален: состояние боров неуклонно ухудшается. Чтобы раскрыть причины их ослабления, разработали и применили метод так называемой некротической метки. В сосну вводят инъекцию специального препарата на основе патогенного гриба. На стволе образуется локальный некроз. У здорового дерева он смещен вниз от места укола, на ослабленном — вверх.
— Чтобы объяснить такие изменения, мы предложили гипотезу, связывающую углеводный обмен и движение грибных элиситоров в растении. Когда хвоя по какой-либо причине повреждается от токсинов или пожаров, некротическое пятно перемещается по направлению к кроне. Движение сахаров вверх по стволу обеспечивается расходованием запасов крахмала — и сосна «худеет». Истощение сопровождается увеличением доли отмирающих деревьев, — поясняет доктор биологических наук Галина Полякова.
Степень сдвига метки поможет исследователям не только оценить влияние на леса промышленных выбросов, хронологию их токсичности, но и определить период восстановления крон после негативных воздействий.
Кстати, по оценкам Росприроднадзора, в марте-апреле, когда в связи с пандемией уже действовал режим повышенной готовности, воздух в Красноярске чище не стал. Как выяснилось, снижение интенсивности транспортных потоков на состояние атмосферы не повлияло. Выходит, «натурный эксперимент» опроверг бытующее в последнее время утверждение о том, что автотранспорт наряду с ТЭЦ и алюминиевым заводом — один из основных загрязнителей в городе?
Александр Колотов, эколог:
Как ни крути, ситуация с качеством воздуха в Красноярске, несмотря на карантин, не улучшилась. Это означает, что в отношении промпредприятий и объектов теплоэнергетики необходимо действовать более решительно. Каждый год они отчитываются о снижении выбросов, однако горожане на «черное небо» жалуются все чаще. Если во всем виноваты автомобили и печки частного сектора, то почему крупные компании закрываются от полноценного экологического контроля — не только общественного, но и государственного?
Алексей Бондарев (“Российская газета — Экономика Восточной Сибири”, № 114(8168) от 28.05.2020 г.)