Под Норильском спасатели ликвидируют последствия разлива дизельного топлива
Вторые сутки Норильск в топе российских новостей. Пока все плохо — гигантское пятно нефтепродуктов покрывает акваторию целой реки. Компания — владелец нефтяной базы отрапортовала, что сообщила о ЧП вовремя. Накануне я уже вспоминал, как эта компания создавалась — всей страной, общим усилием. И вот сейчас всем миром поднажмем и ликвидируем катастрофу. МЧС уже работает, военные подтянутся. Справимся. И не с таким справлялись. Начальник цеха вот сидит уже. Главное, чтобы ключевой акционер ни о чем не волновался, смотрел в окно на своей вилле и радовался. Надеюсь, у него ничего похожего на картинку, которую мы сейчас покажем в репортаже из-под Норильска, из окна не видно. Никакого моря солярки, а просто море. Всего на слово короче, а какая, согласитесь, разница.
С воздуха открывается ужасающая картина загрязнений. Реки багрового, кровавого оттенка. Вокруг масса водоемов — катастрофа едва не стала еще более масштабной. Добраться сюда можно только на вертолете — это непроходимая болотистая тундра, за которую теперь днем и ночью сражаются спасатели.
Главная надежда — боны — плавучие заграждения, которые не дают нефтепродуктам распространяться. Топливо лежит поверх воды. На этом участке слой солярки 20 сантиметров, а в других — до полуметра. Эту верхушку как раз и откачивают в бочки, но куда их девать, ведь наземного сообщения нет? С этим вопросом глава МЧС Евгений Зиничев сегодня открывает совещание. Он лично облетел зону загрязнения.
«Сегодня в ходе осмотра места утечки нефтепродуктов, а также облета территории мы смогли оценить и масштабы происшедшего, и последствия. Для нас вчера самым важным вопросом был, каким образом мы будем ликвидировать последствия, какие возможны решения. Я надеюсь, что в ходе проведенного совещания прямо там, на месте сбора нефтепродуктов, решения у нас возникнут», — сказал глава МЧС.
Решение на месте от специалистов «Морской спасательной службы», опытных в наведения порядка при нефтяных разливах. Предлагают дождаться холодов, иначе техника, груженная соляркой, завязнет в грязи. Есть варианты побыстрее, но компании «Норникель» обойдутся недешево. Например, протянуть временный трубопровод, или проложить в тундре дороги.
«Мы с вами настаиваем на полном приведении экосистемы в соответствие со всеми требованиями и возвращении к фоновым режимам, то бишь в нормальное состояние должна река вернуться. И поэтому затраты компании, которые она понесет на дополнительные сооружения транспортных магистралей, временных дорог, на дополнительное сооружение трубопроводов, если такое необходимо будет для откачки из этих временных хранилищ, — это ее убытки», — сказала глава Росприроднадзора Светлана Родионова.
Абсолютно точно: сжигать на месте нефтепродукты не станут. Это опасно для хрупкой и уязвимой природы Крайнего Севера. Да и объем слишком большой — более 20 тысяч тонн, около шести тысяч из них ушли в грунт.
Чтобы вычистить землю от топлива, сначала ее покрыли реагентом, затем песком, который впитал в себя всю солярку, и сейчас спецтехника выгребает этот грунт. В компании «Норникель» планируют вывозить загрязненную землю на временные площадки и там рекультивировать. Общая площадь загрязнений — 180 тысяч квадратных метров.
Поток дизельного топлива хлынул из цистерны вниз по склону и попал в ручеек, он ведет в местную реку Амбарную. Топливо набирает разрушительную мощь и пожирает не только водоемы, но и притоки рек Дальдыкан и Амбарная, всю нетронутую природу вокруг. Драгоценное время было упущено, ведь спасатели только спустя два дня получили сообщение о ЧП. Догнали нефтяной поток лишь у самого устья озера Пясино. А вот что могло быть дальше — тонны нефтепродуктов попали бы в реку Пясина, а уже она унесла бы токсины в Карское море. И не нужно быть экологом, чтобы понимать, чем могло обернуться это молчание.
Собственно, лишь благодаря видео простых рыбаков и проезжающих мимо местных жителей страна узнала о гигантской утечки. Реакция последовала немедленно. Владимир Путин провел совещание, которое было полностью посвящено ЧП в Норильске. Жесткий разговор с руководителем предприятия, который был обязан доложить о разливе.
В. Путин: «Сергей Валерьевич, по Вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У Вас там все в порядке со здоровьем?»
В. Путин: «Сергей Валерьевич, по Вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У Вас там все в порядке со здоровьем?»
С.Липин: «Руководствовались утвержденным планом ликвидации розлива нефтепродуктов. Направили оповещение в ЕДДС Сибири».
В.Путин: «Губернатор говорит о том, что узнали только через два дня. Мне и министр Зиничев тоже докладывал о том, что и МЧС не было осведомлено о том, что происходит».
С.Липин: «Информация в соответствии с планом была передана».
В.Путин: «Передана? Ну, хорошо, мне придется попросить соответствующие контролирующие и правоохранительные органы разобраться, что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция всех, кто должен в соответствии с соответствующими инструкциями действовать, как полагается».
Сотрудники Генеральной прокуратуры и Следственного комитета уже работают и на территории ТЭЦ-3, и в офисах Норильско-Таймырской энергетической компании. Сегодня был взят под стражу до 31 июля начальник котлотурбинного цеха. Ежедневно сотрудники надзорного ведомства совершает облет.
«Специалисты должны составить карту поражения земельно-водных объектов, это поможет определить степень ущерба, причиненного окружающей среде», — сообщил официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Андрей Иванов.
Руководители ТЭЦ-3 считают, что природа стала не только жертвой, но и виновницей аварии. Якобы основание нефтехранилища просело из-за таяния многолетней мерзлоты.
«Резервуар построен был 35 лет назад по проекту, соответствует проекту. Экспертиза промышленной безопасности проводится регулярно. Будем бурить, выбирать керн, смотреть, что произошло там с мерзлотой, была мерзлота или не была, образовались ли со временем полости какие-то, то есть это все уже процесс будет наработки», — сказал первый вице-президент, операционный директор компании «Норникель» Сергей Дяченко.
Ответ на этот вопрос станет известен после ряда экспертиз. А вот исследование Росрыболовства в этих водах сегодня показало, что авария нанесла сильнейший удар биоресурсам.
«Под угрозой тотальной гибели оказалась вся популяция рыбы бассейна Пясины, в первую очередь это ценные сиговые и лососевые виды рыбы. В этом регионе только ежегодный промысловый улов составляет 400 тонн», — сообщил руководитель пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков.
Пеледь, хариус, щука. Также в озеро Пясино обитает сибирский осетр, который занесен в Красную книгу России, по крайней мере обитал. Специалисты уверены — чистить нужно не только дизельное топливо на поверхности, но и дно.
«Это продукт нефтепереработки. Это гораздо более токсичный материал. Он более тяжелый, чем та же нефть. И некоторые компоненты способны растворяться в воде, уходить на дно, оседать в донных отложениях. Поскольку речь идет о суровых арктических условиях, процессы разложения идут крайне медленно», — отметил эколог, член Общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов Александр Колотов.
По прогнозам экологов, на восстановление экобаланса в пострадавших водоемах уйдут десятки лет.
Первый канал