Байкал кладут на рельсы
Почему на берегах Байкала станут возможны сплошные рубки, стройки на берегах и даже разработка Холоднинского полиметаллического месторождения? В 2020-м появилось сразу несколько законодательных инициатив, которые открывают легальные пути появления экологически опасных проектов. Чиновники оправдывают это нуждами расширения БАМа и Транссиба. Plus-one.ru выяснил, чего больше всего опасаются экологи и активисты.
Какие законы изменили и зачем?
Отменена экологическая экспертиза
Больше всего шума наделал федеральный закон, который связан с модернизацией Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Считается, что модернизация магистралей не только принесет пользу стране, но и расширит торговые связи с Китаем, Кореей, Японией. Чтобы увеличить объем перевозок к 2024 году вчетверо, нужно построить новые пути и инфраструктурные объекты.
Для реализации этих планов президент 31 июля подписал федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Почему это плохо
Еще до принятия закона поднялись волнения по поводу сплошных вырубок леса на Байкале, разрешенных поправками в закон «Об охране озера Байкал». Была запущена петиция против рубок, уже набравшая более 140 тыс. голосов.
Но вырубки — лишь малая часть рисков, беспокоящих экологов. Закон полностью отменил государственную экологическую экспертизу объектов, возводимых на особо охраняемых природных территориях регионального уровня.
Это означает, что до 2025 года (срок реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба) на федеральных охраняемых территориях и Байкальской природной территории теперь можно строить любые железные и автомобильные дороги, порты, аэродромы и все, что с ними связано, без учета экологических рисков. А для региональных охраняемых природных территорий — экоэкспертиза отменена совсем, бессрочно.
Что говорят заинтересованные стороны
В ответ на беспокойство экологов по поводу сплошных рубок, разрешенных новым законом, РЖД объявила, что будет вырубать лишь небольшие лесные полосы шириной 10-15 метров вдоль действующих железных дорог, но только в случаях, когда нет других вариантов размещения объектов инфраструктуры.
При этом компания пообещала посадить по пять саженцев за каждое срубленное дерево.
«Речь идет исключительно о реконструкции существующих станций и действующих железнодорожных линий между ними, включая […] строительство дополнительных путей и некоторых технологических объектов вдоль БАМа и Транссиба», — заявили в РЖД.
Алексей Цыденов, глава Бурятии в своем Instagram заявил, что защитников леса «вводят в заблуждение».
«Ну кто вам сказал про вырубку леса вокруг Байкала. Вдоль действующей железной дороги БАМа для строительства вторых путей будет, возможно, расчистка. Много леса вы видели, чтобы вплотную к путям подходил? Подчеркну — это вдоль существующей линии железной дороги. Участки на сегодня, предусмотренные к рубке, это в основном кустарник и мелкая поросль площадью от 0,1 до 1,1 гектара всего», — отметил Алексей Цыденов.
Владимир Афонский, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, акцентировал внимание на проблеме, которую должен решить законопроект.
«Программа направлена на увеличение пропускной, провозной способности узких мест, которые сильно сдерживают прогнозируемый грузовой поток. Мы сегодня видим, что даже при падении объемов перевозок БАМ и Транссиб работают на пределе своей возможности», — сообщил Владимир Афонский.
Елена Мирошникова, жительница Иркутска, вышедшая на пикет в защиту Байкала, рассказала о своих претензиях к законопроекту:
«Я не эколог, не биолог. Просто живу здесь и понимаю, что защитники озера, каждый в меру сил что-то может сделать. Я вот стою с плакатом.
Закон принят очень общо и абстрактно, в спешке и без обсуждения обществом, учеными, местными жителями. Он появился с подачи РЖД. Прошел через Госдуму, депутатов и сенаторов, подписан президентом. Все эти лица отвечают за опасность, которую они создали для Байкала. Должны отвечать».
Солбон Санжиев, участник «Байкальской экологической коалиции», председатель Республиканской общественной организации «Буряад Соел», сообщил, что активисты продолжат борьбу за права местных жителей.
«К сожалению, мы не смогли остановить закон о магистральной инфраструктуре. Остается следить за реализуемыми проектами. Но в этом законе самое страшное — отмена государственной экологической экспертизы. Без нее, используя формулировки нового закона, легко натворить бед. Мы будем отстаивать свои права как коренных жителей, наше право на экологическую безопасность и требовать доступ к информации о реализуемых проектах.
Ответа на наше обращение мы еще не получили. Власти стараются уходить от прямых комментариев», — рассказал Солбон Санжиев.
Изменится перечень разрешенных видов деятельности на Байкале
Защите озера с 1999 года способствовал закон «Об охране озера Байкал». Его важнейшая составляющая — перечень видов деятельности, запрещенных в границах объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Но в 2020 году Минприроды предложило пересмотреть список того, что можно и нельзя делать на Байкале, поскольку действующий перечень потеряет силу с 1 января 2021 года.
В предложенной редакции перечня появляются «лазейки» для экологически опасных инициатив.
«Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждает федеральное правительство. То есть если какие-то виды деятельности запрещены перечнем, вести их на Байкале нельзя. И никаких исключений закон не делает. Новый же документ говорит, что если правительство или президент одобрят, то — пожалуйста».
Михаил Крейндлин, эксперт по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России
Почему это плохо
Если новый перечень будет принят, то допускается даже строительство опасных объектов, а не только сплошные рубки леса на берегах озера. Например, станет возможно разрабатывать Холоднинское месторождение полиметаллических руд. Ранее отмены лицензии на его разработку удалось добиться как раз благодаря действующему перечню.
Крупный бизнес теперь сможет получить разрешение на любые инвестпроекты на Байкале, если добьется постановления или распоряжения правительства либо указа, распоряжения и даже поручения Владимира Путина.
Сплошные санитарные рубки станут возможными в случае введения режима ЧС из-за вредителей (хотя такого никто никогда не вводил). Обосновать назначение рубки можно в лесу, затронутом пожаром, — таких на Байкале большинство. На практике рубки будут назначать в первую очередь на участках с наибольшими запасами коммерчески ценной древесины.
Все это угрожает сохранности экосистемы озера и качеству жизни местного населения, а значит, противоречит закону «Об охране озера Байкал».
Если перечень примут, ЮНЕСКО переведет объект «Озеро Байкал» в список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Это считается позором для цивилизованной страны.
Что говорят эксперты
«Байкал сейчас переживает не лучшие времена. По наблюдениям ученых, озеро входит в полномасштабный экологический кризис: массовое размножение спирогиры и других зеленых водорослей, вторичное загрязнение от скоплений гниющих водорослей, заболевания и гибель эндемичных губок (основных фильтраторов байкальской воды), сток в озеро стойких органических загрязнителей, загрязнение микропластиком и прочие напасти.
Однако чиновники не только игнорируют экологическое состояние озера, но потенциально способствуют еще большей деградации экосистемы подписанием скандального закона, корректируя перечень запрещенных видов деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В планах чиновников еще один удар по Байкалу. Росводресурсы уже направили в Минприроды России предложение убрать мешающее гидроэнергетикам ограничение на изменение колебаний уровня воды в Байкале (регулируется пропускной способностью Иркутской ГЭС). Вместо установленного еще в 2001 году диапазона регулирования Байкала амплитудой один метр, чиновники предлагают не мелочиться и позволить управлять уровнем озера в диапазоне до 2,3 метра, что превышает размах колебаний Байкала за целое столетие».
Александр Колотов, российский координатор экологической коалиции «Реки без границ», член Ангаро-Байкальского бассейнового совета
Можно будет выводить земли из границ национальных парков
Изменения могут коснуться и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Такой законопроект пока находится на рассмотрении. Если его примут, то можно будет изымать участки из национальных парков.
Ценные природные территории привлекают бизнес своими нетронутыми ресурсами и возможностями для рекреационных проектов. Бизнес ищет способы обойти законодательные запреты освоения охраняемых участков. Так, в 2019 году для добычи золота из нацпарка «Югыд ва» пытались вывести месторождение «Чудное» под видом расширения парка.
Почему это плохо
Это неравноценная замена. Присоединить предлагается, как правило, не имеющий той же ценности участок. А главное, на изъятой территории начнутся разрушительные процессы освоения (стройки, добыча ископаемых), которые погубят то, ради чего создавалась особо охраняемая территория.
С введением этого изменения в закон на Байкале, например, под угрозой изъятия окажутся Прибайкальский, Тункинский и Забайкальский национальне парки (объект всемирного наследия «Озеро Байкал»). Аналогичная ситуация может произойти и с другими ценными природными комплексами России.
Что говорят экологи
«Мы против принятия нового перечня запрещенных видов деятельности, потому что он усугубит текущую ситуацию. Перечень еще не принят. 3 августа закончилась сессия обсуждения. Поскольку более 11 000 человек, РАН, депутаты Думы высказались резко против нового перечня, то будет создана рабочая группа по доработке этого проекта. Greenpeace было предложено туда войти, и мы согласились.
Кроме того, мы продолжаем работать с ЮНЕСКО, сообщаем им об изменениях, касающихся Байкала.
Будем стараться, чтобы и остальные законопроекты, в частности инициатива по изменению границ национальных парков, не были реализованы.
Закон № 254-ФЗ „Об особенностях регулирования… в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры…“ уже подписан и вступил в силу. В нем нас больше всего волнует отмена экологической экспертизы. Президент поручил администрации Иркутской области вместе с РЖД проработать часть, касающуюся рубок леса для БАМа и Транссиба, но сами по себе рубки — это самый малый вред от этого закона. Это плохо, но они локализованы расположением этих магистралей».
Михаил Крейндлин, Greenpeace России