Даурские степи посадят на сухой паек
В Монголии задумали строительство очередной ГЭС. Под угрозой оказался Даурский государственный биосферный заповедник — особо охраняемая природная территория в Забайкальском крае.
Как стало известно экологам, гидроэлектростанцию монголы намерены возвести на реке Улз – Гол, которая в России известна как Ульдза. Основное течение реки расположено в Монголии. А на территории Забайкальского края она впадает в систему Торейских озер. Местность эта является Даурским государственным биосферным заповедником, который существует с 1987 года. Она признана водно-болотным угодьем международного значения и ключевой орнитологической территорией Азии, а также ключевой журавлиной территорией, входящей во всемирную сеть биосферных резерватов по программе ЮНЕСКО. Ряд ученых считает, что это вообще самая древняя степь на планете.
Потому понятны опасения за судьбу этой уникальной территории. Если ее основную водную артерию будут контролировать на свое усмотрение энергетики, вряд ли стоит ожидать чего-то хорошего. Начало строительных работ в верховьях Улз-Гола экологи засекли с помощью снимков из космоса. Они начали изучать подробности и выяснили, что планируется построить плотину высотой в 9-12 метров и длиной почти в километр. Емкость предполагаемого водохранилища составит 27 млн. кубометров. И это только пробный шар, считают активисты-экологи. За ним последуют и другие подобные проекты на трансграничных реках. «Если сейчас монголам все сойдет с рук, следующие стройки пойдут уже «автоматом». И никто не понимает, что делать дальше. И МИД и МПР в курсе проблемы. Но с их стороны пока нет никаких действий», — заявил «Веку» российский координатор организации «Реки без границ» Александр Колотов.
В пресс-службе правительства Забайкальского края сообщили, что глава региона Александр Осипов ранее направлял обращения в федеральные структуры с просьбой повлиять на ситуацию. Ответа пока нет. Хотя, возможно, все не так плохо, поскольку удачный опыт противодействия монгольским плотинам уже есть. Как писал ранее «Век», общественности удалось заморозить аналогичный, но более масштабный проект в верховьях реки Селенга, которая берет начало в Монголии и является основным притоком Байкала. Скандал вышел на международный уровень. Стройку после протестов удалось отложить на неопределенный срок. Российская сторона при этом выразила готовность компенсировать Монголии выпадающие энергомощности.
Торейские озера представляют огромный интерес для науки. Они уникальны циклом своего существования. Так, за последнее столетие озера пересыхали и наполнялись трижды. Этот процесс растягивается примерно на 30-35 лет. Первым заполняется водой Барун-Торей, в который как раз впадает Ульдза. Затем через протоку Уточи вода из Барун-Торея перетекает в Зун-Торей. Динамика Торейских озер соответствует климатическим циклам, в ходе которых сменяются многолетние засушливые и влажные периоды, считают ученые. Предыдущий пик заполнения пришелся на 1998 год. К 2009 году Барун-Торей полностью высох. И вот именно сейчас вода начинает возвращаться в него. И в этот долгожданный процесс так бесцеремонно намерены вклиниться монгольские гидростроители.
«Тореи не случайно включены в список водно-болотных угодий международного значения. На Торейских озерах нет ничего постоянного, популяции редких видов животных и экосистемы в целом здесь непрерывно меняются вслед за изменением водности озер. Эта уникальная пульсация стала одним из важных обстоятельств, благодаря которым заповедные Тореи и сопредельные степи получили самый высокий в мире природоохранный статус — были включены в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО», – отмечает замдиректора Даурского заповедника Олег Горошко.
«Мы еще мало понимаем эти природные процессы, характерные для нашего юго-восточного Забайкалья. Появление Даурского заповедника позволило начать цикл мониторинговых исследований того, как меняются наши степи и водно-болотные угодья», — говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник заповедника Олег Корсун.
«Ульдза — уникальная река Центральной Азии. Она не соединяется ни с каким из океанских бассейнов. Это очень хрупкая река с чередованием маловодного и многоводного периодов. Многоводного периода долгие годы ждут сотни тысяч птиц. От воды зависит жизнь на огромном пространстве. Колебания Торейских озер имеют грандиозные последствия для природы восточной Азии. Сейчас о появлении воды и обширных мелководий на Барун-Торее узнали гуси и утки. Их стаи, летящие с севера, устремились на Торейские озера и Ульдзу, чего не делали много лет. О скором появлении воды в Барун-Торее знали и дзерены (небольшие животные отряда парнокопытных — прим. ред.), которые с прошлого года в основном перестали телиться на пересохшем дне озера, а с нынешнего июня для продолжения рода и вовсе подались на возвышенности», — рассказал «Веку» научный сотрудник заповедника Вадим Кирилюк.