Богучанская ГЭС изолировала целый район в Красноярском крае
Мотыгинский район в Красноярском крае в середине января оказался отрезанным от остального региона. Причина, по мнению экологов, в сбросе воды с Богучанской ГЭС. Из-за этого река не замерзла, и ледовые переправы в Мотыгинском районе не удалось установить вовремя.
Жители Мотыгинского района, которые с начала года оказались в ледовом плену, жалуются на отсутствие понимания проблемы со стороны руководства БогЭС и местных властей.
В начале января, когда на Ангаре традиционно устанавливают зимники, на электростанции произошел сброс воды. Лед замерз поздно и не оказался достаточно прочным для проезда автомобилей. Ситуацию усугубили и перепады температуры с -30 до -10 градусов.
Без зимника возник сбой с поставкой продуктов и других грузов. Проблематичной стала и перевозка пассажиров, которых помимо воздушного транспорта доставляют судами на воздушной подушке и автобусами.
«Моя сестра мечтала проведать родителей на Новый год, не смогла. И подобных ситуаций с каждым годом все больше. Посылки — и те доставить невозможно. Самое необходимое предприниматели вынуждены окольным путем везти на снегоходах, рассказал «Российской газете» местный житель Алексей Колпаков.
Экс-глава Мотыгинского района Алексей Храмцов считает, что ситуация далека от критической, однако в связи со сбросами на БогЭС уровень воды на Ангаре стал непредсказуемо меняться.
«Ангара — в принципе „сложная река“. И в плане ледовых переправ, и в плане движения судов. Но в последние годы зимой уровень воды стал повышаться, а летом река мелеет. Возможная причина — сброс воды с гидроэлектростанции»,Алексей Храмцов.
Если даже для главы района изменение уровня воды стало неожиданностью, то что говорить о местных жителях. Особенно рыбаках, которые поначалу радовались тому, что в низовьях Ангары появился хариус, а теперь, как в сказке «Золотая рыбка», сидят у разбитого корыта. Воздействие ГЭС на бассейн реки сказалось именно на рыбе, которая является важной частью местной экономики и жизни людей. Из-за скачков температуры воды начались миграции рыбы. Опять же об этом влиянии гидроэлектростанции на природу никого не предупредили.
Бьют тревогу и региональные экоактивисты из движения «Плотина». Руководитель Александр Колотов в соцсетях отметил, что при проектировании гидроэлектростанции не было проведено слушаний по оценке воздействия на окружающую среду, на которых можно было бы обсудить возможные последствия строительства ГЭС.
Однако представители руководства Богучанской ГЭС и контролирующих ее госорганов не считают работу предприятия источником проблем на Ангаре.
В беседе с корреспондентом Муксун.fm руководитель Енисейского бассейнового водного управления Любовь Короткова отметила, что на гидроэлектростанции установлен допустимый объем сброса воды на период ледостава — 3000-5000 кубометров воды в секунду. Она подчеркнула, что государство осуществляет регулярный контроль за работой гидроэлектростанции, а потому воздействие на природу известно специалистам и, по их оценке, не наносит серьезного ущерба.
«Нельзя сказать, что сдвиг установки ледовой переправы возник из-за ГЭС. Ее формирование традиционно происходит в первой декаде января. Насколько мне известно, процесс уже идет. С чем связан этот сдвиг, нужно выяснять, но вряд ли со сбросом воды. К тому же уровень воды в Ангаре в зимнее время повышался и раньше, например, в начале прошлого века, когда гидроэлектростанций на реке еще не существовало», – заявила Любовь Короткова.
Председатель комитета по экологии Законодательного Собрания Красноярского края Александр Симановский считает, что воздействие ГЭС на экологию нижнего Приангарья есть как позитивное, так и негативное. И главный плюс от этого объекта — обеспечение Приангарья электричеством.
«Из минусов — воздействие на экосистему, но его нельзя назвать фатальным. В верховьях и низовьях воды из-за смены температуры воды изменились и ареалы распространения рыб. В нижнем течении стали ловить хариусов, в верхнем — лещей и щук, которых там раньше было мало», – считает председатель комитета по экологии Законодательного Собрания Красноярского края Александр Симановский.
По мнению жителей и экологов, решить проблему поможет строительство моста. Но власти не видят в этом решения.
Александр Симановский считает, что строительство моста в Мотыгинском районе экономически нецелесообразно, так как придется строить переправу через Ангару и реку Тасеева, которые изолируют район. Более правильным решением проблемы станет строительство моста через Енисей в районе поселка Выскокогорский, которое началось в 2020 году. Тогда, чтобы связать Мотыгино с «большой землей», потребуется проложить дорогу до населенного пункта протяженностью более 100 км.
Такое решение будет выгодно предприятиям богатого полезными ископаемыми Мотыгинского района. Доставлять грузы станет проще и безопаснее. А вот простые жители вряд ли обрадуются тому, что к ближайшему врачу им придется ехать на сотню километров больше. Или по-прежнему ждать судна на воздушной подушке или платить за самолет. Все же, мост необходимо возводить там, где он максимально востребован. Почему региональные власти в лице губернатора Александра Усса и «РУСАЛ», основной потребитель услуг БогЭС, считают, что экономические выгоды важнее комфорта и безопасности людей — большой вопрос.