«Скелеты» в трубе: РУСАЛ и СГК передадут данные о выбросах
РУСАЛ и СГК наконец-то согласились добровольно передавать властям Красноярского края данные о своих выбросах в режиме онлайн. Но будут делать это постепенно.
«Век» ранее неоднократно писал о сложной экологической ситуации в Красноярске. Город стабильно входит в число самых грязных в России. Старожилы вспоминают, что когда-то воздух здесь напоминал курортный. Но времена меняются. Сначала волна военной эвакуации, а затем советские пятилетки сделали из Красноярска индустриальный центр. Современный человек очень щепетильно относится к пресловутому «качеству жизни». А оно слабо совмещается с соседством алюминиевого, цементного и машиностроительного заводов, трех крупных ТЭЦ, а также еще множеством серьезных предприятий.
Решить вопрос в одночасье невозможно, это понятно любому. Промышленные предприятия прочно вписаны в социально-экономическую жизнь Красноярска. Закрытие того же Красноярского алюминиевого завода вызовет революцию, поскольку оставит без работы несколько тысяч человек. И это без учета связанных с заводом производств. Под давлением общественности и ужесточающегося природоохранного законодательства компании идут на модернизацию, которая приносит свои медленные, но приятные плоды. Так, минприроды Красноярского края отчиталось в начале июня о том, что за последние годы промышленные выбросы в регионе сократились на 13%. Инвестиции в переоборудование предприятия – это, разумеется, главная причина позитивных изменений. Важную роль сыграло также обновление общественного транспорта: замена устаревших моделей, а также перевод большей части автобусного парка на газ.
Как заявил глава ведомства Павел Борзых, к 2024 году уровень загрязнения атмосферного воздуха в Красноярске должен быть снижен на 22%, а в Норильске – сразу на 75%. Это цели, поставленные проектом «Чистый воздух». Снижать выбросы планируется и за счет высадки саженцев деревьев крупных пород, благоустройства объектов инфраструктуры и создания лесопаркового зеленого пояса вокруг Красноярска, в котором продолжается работа по закрытию малоэффективных угольных котельных. В Норильске же сильное снижение выбросов предусмотрено, в первую очередь, за счет реализации Заполярным филиалом ПАО ГМК «Норильский никель» широко известного «Серного проекта».
Самая, пожалуй, важная новость последних дней – это подписание краевым правительством с ОК РУСАЛ и СГК соглашения о сотрудничестве в сфере экологии. Два самых крупных загрязнителя Красноярска в его рамках обязались открыть все данные о производственных выбросах и передавать их в краевую информационно-аналитическую систему. В России это дело добровольное. Потому зачастую поймать за руку завод или фабрику, которая превышает нормы по загрязняющим веществам, крайне трудно. Фактически, как только какой-нибудь бензапирен покинул трубу, уже невозможно доказать, чей он. Другое дело, если в этой трубе установлен датчик, который все фиксирует. И вот на них обязались перейти крупные красноярские предприятия.
«На сегодня в онлайн-мониторинге готовы участвовать две газоочистные установки на Красноярском алюминиевом заводе. До конца года планируется установить датчики еще на четырех трубах. Все газоочистки будут охвачены к 2024 году. СГК также оснащает дымовые трубы городских ТЭЦ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ», — заявили в пресс-службе правительства края. «Мы давно готовы отчитываться в реальном времени. Просто не было понятно, кому и как эти данные передавать. И нам это нужно. Поскольку общественники привыкли по любому поводу обвинять во всем завод. Но никто не хочет принимать во внимание, например, сколько по нашему периметру стоит небольших асфальтовых заводиков», — говорит источник в дирекции КрАЗа.
Можно только приветствовать инициативу крупных компаний открыть реальные данные по выбросам на своих объектах. «Мне кажется, что жители Красноярска давно заслужили себе право, в том числе митингами против «черного неба», быть информированными в режиме реального времени о том, какая гадость и в каких объемах рассеивается в воздухе над их головами. Правда, нельзя не отметить, что переход к «прозрачности выбросов» будет производиться достаточно неспешно: на трубы красноярских ТЭЦ датчики только устанавливаются, на алюминиевом заводе говорят о полном охвате только к 2024 году. В итоге в ближайшие три года мы вряд ли получим полную картину загрязнения атмосферного воздуха Красноярска самыми крупными загрязнителями, поскольку гадость из труб без датчиков точно не будет попадать в онлайн-мониторинг», — заявил в разговоре с «Веком» директор красноярской общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов.