Александр Колотов
Красноярск, экология, будущее
  • Обо мне
  • Обо мне
  • Главная
  • /
  • Красноярский край

Речной вокзал Красноярска откроется «одноглазым»

В Красноярске – после долгих лет за забором – открывается Речной вокзал. К сожалению, ему так и не вернули исторический облик, и это несмотря на то, что здание является объектом культурного наследия. Речвокзал так и останется «одноглазым», изуродованным прошлым собственником.

Ассиметричность, несуразие и «одноглазость» отреставрированного памятника архитектуры видны с любой точки от Енисея

Речной вокзал на Енисее был построен в силе сталинский ампир в 1948–1952 годах архитектором Александром Голубевым.

В 1958 году модель вокзала получила серебряную медаль и Почетную грамоту на Всемирной выставке в Брюсселе.

Здание является ценным архитектурным достоянием города. Вернее сказать, являлось. Внешний вид вокзала предприниматели испортили еще 15 лет назад. Но почему-то до сих пор исторический облик объекту так и не вернули.

И, судя по всему, уже никогда не вернут – пароход ушел.

Облик вокзала нарушили в 2008 году, когда там начался ремонт, на который Служба по охране объектов культурного наследия края дала разрешение годом ранее. Предполагалось, что зданию починят кровлю и чердак.

Но проверка показала, что тогдашний собственник, ООО «Дива», все делал неправильно, а ремонт больше смахивал на незаконную реконструкцию: компания затронула несущие конструкции вокзала, изменила кладку, перила, а проемы-галереи в левом крыле застеклила.

На «Диву» завели сначала административное, а затем и уголовное дело – за повреждение объекта культурного наследия. Ремонт остановили.

В 2011-м компанию признали банкротом, а принадлежащий ей вокзал продали ради погашения долгов перед кредиторами. Выкупило объект ООО «База Крастехснаб», которое занимается производством мебели и интерьерных лестниц.

Сумма сделки составила всего 133 млн рублей: эксперты рынка полагали, что стоимость исторического здания была существенно занижена.

ДЕЛА тогда пытались выяснить, для чего компания купила здание, но комментировать приобретение вокзала и цель его использования в «Крастехснабе» отказались.

Сейчас здание заявлено как бизнес-центр «Речной» класса А.

Но исторический и охранный статус накладывает множество ограничений по сохранению внешнего вида объекта и всех предметов интерьера, а любая перестройка считается незаконной.

В 2013-м новому собственнику выдали разрешение на ремонт вокзала. Началась подготовка проекта. Примечательно, что тогда в Минкульте Красноярского края не смогли однозначно ответить, было ли выдано разрешение и на остекление галереи: это якобы произошло до того, как министерство получило полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Еще одной причиной назвали изъятие части старой проектной документации по уголовному делу в отношении «Дивы», которая и застеклила галерею.

В августе того же года «База Крастехснаб» принялась за работы, обещая закончить все в 2015 году. В 2014-м даже появились надежды, что исторический облик зданию собираются вернуть. Как заявил тогда начальник отдела охраны и использования объектов культурного наследия министерства культуры Красноярского края Юрий Тихонович, министерство планирует обязать владельцев ликвидировать остекление галереи южного фасада.

Впрочем, на деле все выходило не так гладко: собственник к тому времени еще не подписал охранного обязательства, а проект реконструкции отклонили из-за отсутствия требуемых экспертиз, включая самую главную – историко-культурную.

В итоге опасения сбылись: начиная с 2016-го ремонт речного вокзала затянулся на неопределенный срок.

Обещание собственника закончить реконструкцию уже было просрочено на год. Как объяснили тогда в компании, они столкнулись со множеством ограничений из-за исторического статуса здания. Еще пару лет вокзал простоял за забором, потихоньку разрушаясь, а затем реконструкция все же пошла и сейчас наконец закончилась.

Паспорт объекта гласит, что здание (точнее, его наружную лестницу южного фасада) приспосабливали для современного использования. Работы, начатые в октябре 2019-го, должны были завершиться в декабре 2021 года, и видно, что эту дату уже меняли.

Открытие назначено на середину августа. Забор пока полностью не убран, он демонтирован частично. Вовсю идет вывоз мусора – видно, что строители готовятся к торжественной церемонии.

Но, к сожалению, исторический облик вокзалу так и не вернули. Подлатали фасад, починили лестницу, но главное уродство – остекление – не убрали.

Наглядное сравнение правой и левой галерей Речного вокзала Красноярска

Как отмечает директор Красноярской региональной общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов, неравнодушный к судьбе памятника архитектуры, изменить исторический облик здания в нашем городе оказывается довольно легко, а вот исправить нарушенное – это «затяжное и чуть ли не безнадежное занятие».

«На мой взгляд, застекление части фасада здания речвокзала Красноярска – это нанесение прямого и явного ущерба объекту культурного наследия, нарушение архитектурного замысла и концепции исторического сооружения. Поразительно, но на протяжении девяти лет министерство культуры Красноярского края при разных руководителях так и не смогло добиться возвращения исторического облика одному из самых знаковых зданий нашего любимого города. Уродливый стеклянный глаз, вставленный в оправу фасада речвокзала Красноярска – вполне явственный символ сегодняшней слепоты властей по отношению к исторической памяти и культурному наследию Сибири», – прокомментировал ДЕЛА итоги работы по «реставрации» Александр Колотов.

Почему все же так получилось, мы попытались выяснить в краевой Службе по государственной охране объектов культурного наследия, но связаться с ней не удалось.

Даже и сейчас, в изуродованном виде, чувствуется красота здания Речного вокзала. Как величественно смотрелся он на фоне малоэтажного и полудеревянного тогда Красноярска! Смотрелся бы и сейчас, если бы не одноглазие.

 ДЕЛА

Опубликованно 05.08.2022 автором Александр Колотов. Запись опубликована в рубрике Красноярский край с метками речвокзал. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
На дне: почему обмелели реки Сибири и чем это грозит?
Сибирская целлюлоза начинает закипать

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Поиск по сайту

    Последнее

    • Без права на рыбалку: почему на озере Большом запретили ловить рыбу?
    • Красноярск назначают угольным хабом
    • Экология золотодобычи в России: итоги промывочного сезона-2022
    • Монгольские ГЭС в бассейне Байкала должны пройти международную оценку
    • На Колыме добыча золота оплачивается уничтожением местных рек
    • «Синий конь» Монголии затопчет Байкал
    • Чем грозит Байкалу новая монгольская ГЭС: общественники бьют тревогу
    • Экологии Байкала угрожает «Синий конь» из Монголии
    • Добыча россыпного золота не оставляет шансов водным объектам

    Архив публикаций

    Актуальные темы

    WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата

    Актуальные темы

    WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата

География

  • Байкал
  • Дальний Восток
  • Железногорск
  • Красноярский край
  • Нижнее Приангарье
  • Россия
  • Сибирь
  • Урал

Хронология

  • 2023
    • Март
    • Февраль
  • 2022
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2021
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2020
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2019
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2018
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2017
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2016
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2015
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2014
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2013
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2012
    • Декабрь
    • Ноябрь
  • 2009
    • Январь
  • 2008
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август

Актуальные темы

WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата
создано с помощью