Богучанскую ГЭС обвиняют в транспортных проблемах
Уже несколько зим подряд Мотыгинский район Красноярского края живёт в состоянии дорожного цейтнота. Это труднодоступная северная территория. От «большой земли» райцентр отделяют сразу три крупных реки – Енисей, Тасеева и Ангара. Последние два года на Ангаре не может установиться зимняя переправа. Без неё до Красноярска можно добраться либо самолётом, либо окольными лесовозными путями через тайгу и соседний район. Независимые экологи считают, что река перестала замерзать из-за сброса вод с Богучанской ГЭС, которая стоит выше по течению. При проектировании плотины этот момент никто не учёл.
В стиле Джека Лондона
Расстояние между посёлком Мотыгино и Красноярском по трассе составляет около 400 километров. Рейсовый автобус преодолевает этот путь примерно за девять часов, на личном автомобиле можно уложиться в шесть часов. Район приравнен к территориям Крайнего Севера, в нём проживает около 15 тысяч человек. Основой экономики муниципалитета является промышленность: добыча золота, разработка магнезитового месторождения, добыча и переработка свинцово-цинковых руд. Сельское хозяйство практически не развито, поэтому все продукты привозные.
Стоимость товаров с учётом доставки по сравнению с ценами в Красноярске в полтора-два раза выше. То же самое касается бытовых услуг.
– Помню, был случай: мои подчинённые-женщины начинали что-то своё оживлённо обсуждать. Мне стало интересно, спросил. Оказалось, приезжает мастер маникюра и парикмахер из Красноярска! Она к нам выбиралась, как на вахту: несколько недель работы в Мотыгино, потом несколько месяцев отдыха на заработанное. Мои попытки стимулировать местных развивать малый бизнес успеха не имели. Всё предлагал: помощь, помещения. Но устроиться в старательскую артель и получать свои 100 тысяч рублей зарплаты от нанимателя проще, чем заморачиваться с регистрацией ИП, – вспоминает бывший глава Мотыгинского района Алексей Храмцов.
Хождение за три реки
На пути к Мотыгинскому району протекают Енисей и Ангара, которые входят в число крупнейших рек России. Летом действуют паромы, зимой помогают ледовые переправы. Но теперь из этой схемы начала выпадать Ангара, что делает муниципалитет ещё менее доступным. В 2020 году лёд в районе привычного зимника окреп до безопасного уровня только после Нового года. Остался вариант переправляться на небольших судах на воздушной подушке – «Хивусах». Но их мало, они старые и вмещают совсем небольшое количество пассажиров. Кроме того, плыть на них по шуге просто опасно. Можно, конечно, пробраться кружными путями по тайге к мосту в соседнем Богучанском районе, но это крюк в десятки километров, и он явно не приспособлен для личных авто.
Коллеги «Октагон.Сибирь» из газеты «Ангарский рабочий» рассказали, что в 2020–2021 годах зимник встал только в феврале. А прошлой зимой река не замёрзла вообще и на автодороге Мотыгино – Широкий Лог переправы через Ангару так и не было. Найти для неё другое место там, где лёд всё-таки встал, проблематично. Мешает наличие заказника «Мотыгинское многоостровье», где хозяйственная деятельность запрещена. Сейчас в районе ждут повторения ситуации и морально готовятся к очередной транспортной блокаде.
Расплата за плотину
По мнению местных жителей, в проблемах с незамерзанием зимника виновата Богучанская ГЭС, сданная в 2012 году.
Есть пример Красноярской ГЭС. После её запуска в конце 1960-х годов на Енисее ежегодно стала образовываться 300-километровая полынья. Сейчас та же самая ситуация возникла на Ангаре.
– Мы заказывали в начале прошлого года анализ спутниковых снимков Ангары до переправы. Там сначала от БоГЭС шла полынья, потом лёд, потом около переправы снова вода. Поэтому вопрос «Кто виноват?» совсем не праздный. Официально попуски на ГЭС были в пределах нормы. Но есть версия, что, поскольку гидроэнергетики отчитываются по суточным сбросам, вполне может быть залповый сброс, который может подтопить переправу, но суточная норма расхода при этом превышена не будет. Как это отследить, не представляю. У нас и так проблема с независимым измерением уровня воды – что на Байкале, что на Ангаре, что на Енисее, – поясняет красноярский эколог, директор общественной организации «Плотина» Александр Колотов.
В пресс-службе Богучанской ГЭС «Октагон.Сибирь» заявили, что режим работы всех станций Ангарского каскада зависит от водности реки и установленных Росводресурсами режимов работы водохранилища. ГЭС просто выполняет решения контролирующих органов.
– Первые гидроагрегаты ГЭС были запущены в 2012 году, в 2015 году станция вышла на проектную мощность. Проблемы с установлением ледового покрова на Ангаре и формированием ледовой переправы в Мотыгинском районе возникали только в 2020–2021 годах. При этом на участке Ангары, проходящем по территории Богучанского района, то есть между ГЭС и Мотыгинским районом, таких жалоб не было, ледостав проходил в обычные сроки. Это факты. Для установления истинной причины возникших проблем необходимо проводить исследования, базирующиеся на научных методах, а не на комментариях в социальных сетях, – считают в организации.
Золото принесёт дорогу
Единственной возможностью добраться до «большой земли» для мотыгинцев будет Высокогорский мост. Он строится дальше Стрелки, где Ангара уже впадает в Енисей. Это будет самая северная переправа Красноярского края, возведение которой финансирует федеральный бюджет. Строительство лоббировали крупные промышленные компании, в первую очередь «Полюс». Мост обеспечит круглогодичный доступ в Северо-Енисейский район, где расположены основные российские запасы золота – месторождения Олимпиадинское, Благодатное и Титимухта. Сдача моста намечена на ноябрь будущего года.
Но для жителей Мотыгинского района и тут есть один нюанс: просто так подъехать к этому мосту они не смогут – нет нормальной дороги. Нужен транспортный коридор от посёлка Высокогорский к посёлку Мотыгино протяжённостью 163 километра. Как сообщают в управлении автомобильных дорог по Красноярскому краю, прокладка этой трассы намечена в планах только после 2023 года, когда сдадут мост. Тогда можно будет продолжить переговоры с федеральными властями о дальнейшем финансировании.
Алексей Бондарев («Октагон.Сибирь»)