Экологии Байкала угрожает «Синий конь» из Монголии
Монгольская инфраструктурная программа «Синий конь» вызывает растущую тревогу экологов. Запланированное в соседнем государстве строительство десятков крупных гидротехнических сооружений может нести угрозу экосистемам Иркутской области и Бурятии, в том числе озеру Байкал.
Монгольские официальные лица и СМИ в последнее время говорят о запуске проектов как о решенном деле. При этом, как отмечают ученые, до сих не проведены необходимые экологические экспертизы, обсуждения и согласования. Проблема была поднята, в частности, на проходящей в Хабаровске XI конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока».
Программа развития водохозяйственного комплекса Монголии «Синий конь» предполагает строительство 33 плотин на 13 реках. Задачи программы – развитие энергетики, сельского хозяйства, водо- и энергоснабжения промышленности и городов страны. Но при этом может быть нанесен непоправимый ущерб экологии не только самой Монголии, но и России, в том числе объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Один из таких проектов – строительство плотины на реке Ульдза высотой 9-12 м для создания водохранилища емкостью 27 млн куб.м. Ульдза является главным источником воды для соленых бессточных Торейских озер – части трансграничного российско-монгольского объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Ландшафты Даурии». Биоразнообразие этих озер зависит от естественных циклических колебаний уровня воды. По оценкам ученых, плотина на Ульдзе нарушит естественный водный режим, что приведет к необратимым изменениям экосистем Торейских озер и существенному снижению численности десятков видов водоплавающих и околоводных птиц Восточной Азии.
Проведение строительных работ на Ульдзе было обнаружено лишь по спутниковым снимкам в 2020 году. Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО выразил крайнюю озабоченность тем, что возведение плотины началось без предварительного уведомления, и потребовал прекратить его до представления комплексной оценки воздействия этого проекта на природные экосистемы. «Итог был предсказуем: когда луч прожектора под названием «внимание Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО» падает на проект на территории Монголии, как правило, после бурной первоначальной реакции этот проект замораживают, – рассказал российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. – Так было и с проектом плотины на Ульдзе: Монголия была вынуждена принять рекомендации комитета, и с весны 2021 года особых подвижек там нет».
Зато в апреле 2022 года недалеко от границы с российской Республикой Алтай началось строительство ГЭС «Эрдэнэбурэн» мощностью 90 МВт. Плотина строится на реке Ховд, которая впадает в Великие озера Западной Монголии, в озеро Хар-Ус – крупнейшее водно-болотное угодье международного значения в стране. Власти оказывают сильное давление на противников проекта, обвиняя их в саботаже и сотрудничестве с иностранными разведками и агентами, рассказал Александр Колотов. «Благодаря жесткой позиции местных жителей, заблокировавших дорогу к объекту, строительство перенесено на весну следующего года», – сообщил он.
Самый известный в России и чувствительный для ее природных экосистем проект программы «Синий конь» – это возведение ГЭС «Эгийн-Гол» предполагаемой мощностью 315 МВт. Сооружение собираются построить на одноименной реке – крупнейшем притоке реки Селенги, которая, в свою очередь, является крупнейшим притоком Байкала. Поэтому станция может оказать серьезное негативное воздействие на экосистему знаменитого озера. По плану, плотина ГЭС длиной 740 м, высотой 82 м и шириной по гребню 8 м должна появиться в 24 км от устья реки Эгийн-Гол. Площадь водохранилища составит 154,3 кв. км, его объем – 5,7 млрд куб.м.
Между Россией и Монголией заключено соглашение по охране и использованию трансграничных вод от 11 февраля 1996 года. Однако оно относит к трансграничным только водные объекты, по которым проходит или которые пересекает государственная граница. Поэтому, согласно документу, Селенга является трансграничной (на 67% она протекает по территории Монголии и на 33% – по России), но река Эгийн-Гол таковой на считается, поскольку полностью расположена в Монголии. И соседнее государство часто заявляет, что любое строительство на ней не требует согласования с Россией и ее согласия. Хотя в 2006 году двусторонней комиссией было согласовано проведение совместной оценки экологических воздействий промышленного освоения в границах водосборного бассейна, но потом Монголия отказалась от этих обещаний.
Первоначально, в 2010-х годах, ГЭС «Эгийн-Гол» планировалось построить в рамках большого монгольского проекта МИНИС, предполагавшего возведение трех плотин для отвода воды и производства электроэнергии в целях развития горнодобывающей промышленности страны, рассказал Александр Колотов. В России были проведены общественные слушания, на которых не только жители, но и представители науки выступили резко против. В результате Всемирный банк и китайские инвесторы свернули поддержку проекта, а Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО потребовал оценить потенциальное воздействие гидроэлектростанций в бассейне Селенги на биоразнообразие и экосистему озера Байкал.
«Проект заморозили тогда, когда Монголия пообещала провести региональную экологическую оценку и с ее результатами приехать в Россию на общественные слушания в Иркутской области и Бурятии. Ничего этого сделано не было, – отметил Александр Колотов. – Но в 2022 году из Монголии стали поступать очень интересные новости. В силу геополитической обстановки власти страны, очевидно, решили, что сейчас самое удобное время, чтобы реанимировать этот проект».
Эксперт обратил внимание: из сообщений руководства Монголии и местных СМИ может создаться впечатление, что для этого уже есть все договоренности и проекту дан зеленый свет – якобы российская сторона выразила поддержку строительству ГЭС, как и генсек ООН Антониу Гутерриш. «На самом деле это не так, – подчеркнул Александр Колотов. – Есть настойчивые рекомендации Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Вряд ли Монголия сможет начать реализовывать этот проект, не имея выполненную региональную экологическую оценку и не проведя общественные обсуждения, в том числе в России».
Владимир Полканов («Независимая газета»)