Александр Колотов
Красноярск, экология, будущее
  • Обо мне
  • Обо мне
  • Главная
  • /
  • Красноярский край

Красноярск назначают угольным хабом

В Правительстве РФ считают, что в Красноярск можно везти уголь по железной дороге, чтобы перегружать на речной флот: по Енисею отправлять в Дудинку, где перегружать на морские суда и по Севморпути доставлять в страны Юго-Восточной Азии. В этой схеме также может быть задействован речной порт Лесосибирска, располагающийся ниже по течению Енисея. В проекте, очевидно, заинтересован «Норильский никель», которому принадлежат Енисейское речное пароходство и контроль над причалами в Дудинке. Но он вряд ли обрадует население Красноярска: перевалка угля несёт серьёзный вред экологии. Для краевой столицы с миллионным населением это самая больная тема.

Транссиб не резиновый

Пилотные отправки угля из Кузбасса и Хакасии могут начаться уже в эту навигацию, как было заявлено на последнем заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Кроме угля, по такой схеме могут начать экспортировать пиломатериалы и зерно.

Вывоз угля по Восточному полигону РЖД в прошлом году стал делом государственной важности. Западное направление для российских разрезов практически полностью закрылось. Выросшие кратно транспортные запросы добывающей промышленности железная дорога удовлетворить не может, поскольку пропускные способности и Транссиба, и тем более БАМа ограниченны. В итоге при выгодной цене на уголь многие компании несут убытки, поскольку не могут вывезти его в полном объёме. В частности, очень пострадала от этого Хакасия.

Как сообщает Росстат, индекс производства в республике в 2022 году составит 92,2 процента. На падение повлияло в том числе снижение добычи угля на 10,1 процента.

«Рассматривается готовность инфраструктуры внутреннего водного транспорта по обеспечению экспортных перевозок угля, пиломатериалов, зерновой продукции по речным транспортным коридорам (Обь-Иртышский и Енисейский бассейны) через акваторию Северного морского пути в страны Юго-Восточной Азии. По предварительным расчётам, стоимость перевозки угля по реке Енисей через Северный морской путь удовлетворяет требованиям логистики», – сообщила пресс-служба полпреда президента РФ в ДВФО.

Кто на барже?

Инфраструктура в Красноярске – это местный речной порт и судоверфь. Они принадлежат ОАО «Енисейское речное пароходство» (ЕРП). А оно, в свою очередь, является дочерним предприятием ПАО «ГМК “Норильский никель”». Вряд ли можно считать случайностью то, что в начале февраля металлургический холдинг сообщил о завершении процесса консолидации своих речных активов: Лесосибирский порт перешёл под управление компании «Норникель-ЕРП».

«Лесосибирский порт, как и Красноярский речной порт, всегда работали в одной связке с Енисейским речным пароходством, исторически были частью его инфраструктуры, – отметила генеральный директор «Норникель-ЕРП» Ольга Ксанф.

«Объединение предприятий под общим руководством позволит предложить комплексное решение задач, связанных с перевозками по Енисею, включая как транспортировку, так и обработку грузов». (Ольга Ксанф, генеральный директор «Норникель-ЕРП»)

«Норникель» – очевидный речной монополист в Красноярском крае. В Дудинке он контролирует все причалы, ранее они принадлежали компании. В 2021 году по иску прокуратуры объекты вернули в государственную собственность, но это не повлияло на факт операционного контроля со стороны холдинга. Кстати, такая же ситуация была и с Норильской железной дорогой, которую у «Норникеля» изъяли в пользу Росимущества прошлой осенью. Однако в конце января Правительство РФ передало НЖД «Норникелю» обратно в безвозмездное пользование на 49 лет. Можно предположить, что такое же решение будет принято и по дудинским причалам.

Загрузить по полной

В прошлую навигацию ЕРП перевезло 3,7 млн тонн грузов, увеличив показатели 2021 года на треть. В частности, компания доставила на Таймыр 1,5 млн тонн песка собственной добычи, 171 тыс. тонн нефтепродуктов, 365 тыс. тонн леса, 37,5 тыс. тонн трубной продукции, 7 тыс. контейнеров и другие грузы. В основном пароходство работает на нужды «Норильского никеля» и его северные проекты. Уголь ЕРП тоже доставляет в рамках северного завоза, но это десятки тысяч тонн в год, не больше.

Экспорт, который обеспечит необходимую загрузку Севморпути, подразумевает миллионы тонн. Есть ли у красноярских речников достаточные ресурсы для этого? Вопрос пока открытый.

– В настоящее время ведутся переговоры, объёмы пока непонятны, поэтому никаких подробностей сообщить не можем. У Красноярского речного порта три грузовых района, для отгрузки угля предназначен грузовой район Песчанка, – заявили «Октагон.Сибирь» в пароходстве.

«Проект о первой экспериментальной проводке представило Министерство транспорта. Мы договорились, что, как только сойдёт лёд и они смогут провести первые суда в бассейне, то представят доклад с прогнозом дальнейшей работы. Нужно работать быстрее», – подчеркнул вице-премьер Юрий Трутнев.

Пыль отечества

Ещё один важный аспект – экологический. Открытая перевалка угля несёт серьёзные экологические риски. Яркий пример – морской порт Находка. Там жители много лет протестуют против недобросовестных стивидоров, побуждая их переходить на закрытые способы погрузки. Вопрос решается в том числе и после жалоб президенту РФ Владимиру Путину, но точка в нём ещё не поставлена.

Красноярск и без того страдает от угольного дыма: город отапливается тремя крупными ТЭЦ, из-за чего там нередко вводится режим «чёрного неба». Теперь к этому может добавиться угольная пыль. С одной стороны, «Норникель» уделяет вопросам экологической безопасности большое внимание – для такой крупной компании это вопрос репутации и авторитета. Но общественники всегда исходят из самого негативного варианта событий.

Открытая перевалка больших объёмов угля в городской черте – это неизбежное ухудшение экологической ситуации, негативное воздействие на здоровье жителей, уверен координатор коалиции «Реки без границ» Александр Колотов.

«Стивидорные компании, как правило, пытаются купировать возникающие экологические проблемы и списывают социальную напряжённость на каких-то мифических “экологов-провокаторов” и “иностранных агентов”».
(Александр Колотов, координатор коалиции «Реки без границ»)

– Но дальневосточные прокуроры в прошлом году выявили 173 нарушения в деятельности угольных стивидоров в морских портах Приморья, Сахалина и Хабаровского края. Почти 60 должностных и юридических лиц были привлечены к административной ответственности. Жалобы жителей дальневосточных портов на чёрный снег и уголь на подоконниках можно найти в любой соцсети. Думать о том, что в Красноярске или Лесосибирске будет как-то иначе, наивно. Ко всем известной триаде главных создателей «чёрного неба» в Красноярске (ТЭЦ, заводы и автотранспорт) прибавится ещё и угольная пыль, – прокомментировал он ситуацию.

– Остановить такую машину в нынешних условиях нельзя. Но возможно взять на контроль это движение, – убеждён председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.

Алексей Бондарев («Октагон.Сибирь»)

Опубликованно 14.02.2023 автором Александр Колотов. Запись опубликована в рубрике Красноярский край с метками воздух. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Экология золотодобычи в России: итоги промывочного сезона-2022
Без права на рыбалку: почему на озере Большом запретили ловить рыбу?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Поиск по сайту

    Последнее

    • Без права на рыбалку: почему на озере Большом запретили ловить рыбу?
    • Красноярск назначают угольным хабом
    • Экология золотодобычи в России: итоги промывочного сезона-2022
    • Монгольские ГЭС в бассейне Байкала должны пройти международную оценку
    • На Колыме добыча золота оплачивается уничтожением местных рек
    • «Синий конь» Монголии затопчет Байкал
    • Чем грозит Байкалу новая монгольская ГЭС: общественники бьют тревогу
    • Экологии Байкала угрожает «Синий конь» из Монголии
    • Добыча россыпного золота не оставляет шансов водным объектам

    Архив публикаций

    Актуальные темы

    WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата

    Актуальные темы

    WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата

География

  • Байкал
  • Дальний Восток
  • Железногорск
  • Красноярский край
  • Нижнее Приангарье
  • Россия
  • Сибирь
  • Урал

Хронология

  • 2023
    • Март
    • Февраль
  • 2022
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2021
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2020
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2019
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2018
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2017
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2016
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2015
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2014
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2013
    • Декабрь
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август
    • Июль
    • Июнь
    • Май
    • Апрель
    • Март
    • Февраль
    • Январь
  • 2012
    • Декабрь
    • Ноябрь
  • 2009
    • Январь
  • 2008
    • Ноябрь
    • Октябрь
    • Сентябрь
    • Август

Актуальные темы

WWF Амур БЦБК Байкал Богучанская ГЭС Гражданская Ассамблея Енисей Китай КрАЗ Минприроды Монголия Мурожная Нижнеангарская ГЭС Нижнебогучанская ГЭС ООПТ ПИЛ РАО Реки без границ Росатом Росприроднадзор Селенга Столбы Таймыр Универсиада-2019 Яблоко автотранспорт воздух выборы вырубка леса гидроэнергетика горадминистрация городская среда городские леса горсовет заявления зеленые насаждения золото исторические здания космоснимки культура лесные пожары могильник мусор публичные слушания экопалата
создано с помощью