На Богучанском водохранилище начинается промышленный лов рыбы
Искусственное Богучанское море расположено на территории двух регионов – Красноярского края и Иркутской области. Оно начало заполняться в 2012 году после ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС на Ангаре. Несколько лет потребовалось для выхода к проектной отметке глубины. Затем ещё столько же – для формирования новой популяции рыбы в изменившихся условиях. И вот разрешён промышленный лов, но ожидания экономического эффекта не оправдались: предпринимателям предлагают к вылову виды рыб, которые всегда было принято считать сорными.
О начале промышленного лова в Богучанском море сообщило Росрыболовство. Водохранилище заполнялось с 2012 по 2015 год и ещё до прошлого года не считалось промысловым водоёмом. За состоянием ихтиофауны лишь вели наблюдения. Наконец в 2022 году Байкальский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии подтвердил, что запасы рыбы достигли необходимых значений.
Квоты определены только для Иркутской области: оттуда суда могут пройти по Ангаре до водохранилища. На плотине нет судоподъёмника, поэтому с красноярской стороны моря не достичь. Кежемский район Красноярского края, где расположена БоГЭС, территория малонаселённая, отличающаяся суровыми природными и социально-экономическими условиями. Вряд ли найдутся желающие развивать здесь рыбный бизнес и строить суда за плотиной.
Котам на радость
Росрыболовство определило квоты вылова для Прибайкалья на текущий год: 199,6 тонны плотвы, 119,6 – окуня, 9,65 – ельца, 14,38 – щуки. Шесть иркутских рыбопромысловых компаний уже заключили с министерством сельского хозяйства Иркутской области договоры на пользование водными биоресурсами.
«Открытие промышленного рыболовства на Богучанском водохранилище в границах Иркутской области даст возможность организовать новые рабочие места для людей, задействованных в сфере рыболовства и переработки, а главное, увеличит количество рыбы на рынке сельскохозяйственной продукции», – считает глава Минсельхоза Иркутской области Илья Сумароков.
Потребность жителей Иркутской области составляет более 50 тыс. тонн рыбы в год. При этом фактическое среднедушевое потребление в регионе, по данным Росстата, едва достигает трёх четвертей нормы – примерно 17 килограммов на человека.
В то же время биологи считают водохранилища на Ангаре малопродуктивными для рыбного промысла водоёмами из-за суровых климатических условий и расположения на лесных почвах. По этой причине кормовая база для рыб развивается плохо.
Ряд экологов уверен, что даже столь сдержанные прогнозы биологов оказались излишне оптимистичными. Из предложенного Росрыболовством списка наиболее ценным видом является щука. Плотва, окунь, елец – это сорная рыба, которая подходит лишь для любительского лова. В кулинарном плане её лучшее применение – сушёная закуска к пиву или основа для несложной ухи.
Майнинг вместо расстегая
Специалисты-ихтиологи вспоминают времена, когда Ангара считалась стерляжьей рекой. Разумеется, никто и не ждал, что на Богучанском водохранилище разрешат свободную добычу краснокнижных осетровых, но тенденция удручает.
– Победные реляции об открытии промышленного рыболовства на убитой реке выглядят несмешным анекдотом. Ещё каких-то 100 лет назад Ангара с притоками считалась неисчерпаемым кладезем ценной красной рыбы: хариус, таймень, сиг, осётр вылавливались пудами. Всё изменилось со строительством гидроэлектростанций. Единственную «дочку» Байкала исполосовали плотинами, превратив живую реку в каскад водохранилищ. И вот последнее «мёртвое озеро» в этом гидроэнергетическом каскаде признали годным к промышленному рыболовству, – заявляет координатор коалиции «Реки без границ» Александр Колотов.
«Только вместо хариуса – плотва, вместо тайменя – елец и окунь. Зато в Иркутской области сплошное электричество и расцвет майнинга криптовалют. Царь-рыбе в таких условиях не выжить». (Александр Колотов, координатор коалиции «Реки без границ»)
В Ангаро-Байкальском управлении Росрыболовства изданию пояснили, что в Богучанском водохранилище из теоретически разрешённых к вылову водятся также такие виды рыб, как хариус, налим, лещ, язь и карась. Но их промысловые стада ещё не достигли нужных размеров. Текущий сезон добычи станет пилотным. По его итогам будут решать, выдавать ли новые увеличенные квоты.
То ли ещё будет
Впрочем, у жителей населённых пунктов Красноярского края, что ниже по течению Ангары, впечатления не лучше. Запуск ГЭС изменил гидрорежим на реке, и теперь её уровень контролируется в ручном режиме. Всё это критически сказывается на ихтиофауне на всём протяжении Ангары от плотины до места её впадения в Енисей. При этом, как сообщал ранее «Октагон.Сибирь», «РусГидро» намерено построить там ещё две гидроэлектростанции – Нижнебогучанскую и Мотыгинскую.
Ихтиологи указывают на то, что угроза полного исчезновения нависла над ангарской популяцией осетра и стерляди.
Гидрологи Сибирского федерального университета добавляют, что ни на одном водохранилище сибирских ГЭС лесосводка и лесоочистка не были выполнены по нормативам. Плановый объём затопления древесины во всех ложах не должен был превысить 11 млн кубометров, в реальности же древесины затопили в три раза больше. Отсюда и скудный выбор предложенной к добыче в Богучанском море рыбы.
Отметим, что ранее специалисты предлагали зарыблять его омулем и пелядью. Они подсчитали, что в этом случае промысловая рыбопродуктивность водохранилища может достичь 1,4 тыс. тонн в год – в несколько раз больше текущей квоты. Причём половину объёма как раз составили бы эти ценные породы. Если же этого не сделать, то запасы будут гораздо меньше, а основу улова составит мелкий частик – плотва, окунь и так далее. Что в итоге и произошло, поскольку в погоне за выработкой электроэнергии советы учёных забыли.
Евгений Бурдуковский («Октагон.Сибирь»)