Мои ответы (полностью) на вопросы ТВК о «черном небе» Красноярска
12 марта на сайте красноярской телекомпании ТВК была опубликована большая статья под названием «Город черного неба: мифы и факты о красноярской экологии». В статье корректно цитировались мои слова, однако, поскольку часть моих ответов корреспонденту ТВК не вошла в указанную публикацию, у читателей могло сложиться искаженное представление о моей позиции относительно главных причин плохого качества атмосферного воздуха в Красноярске и путей решения проблемы «черного неба». Поэтому публикую свои ответы на вопросы в том виде, в каком они были отправлены корреспонденту ТВК:
1. Почему раньше проблема «черного неба» в Красноярске не была так актуальна, как сейчас? Что изменилось за эти 10-20 лет?
Все последние десятилетия Красноярск не мог похвастать высоким качеством атмосферного воздуха, но все-таки настоящую общественную значимость эта проблема приобрела не так давно. Думаю, все дело в том, что после истории с Енисейским ферросплавным заводом жители города всерьез обратили внимание на то, в каких экологических условиях им приходится жить, и задумались, отвечает ли их жизнь в Красноярске высоким экологическим стандартам. Да, здоровый образ жизни постепенно становится нормой, но можно ли его вести в противогазе? Можно ли считать благоприятной окружающей средой ситуацию, когда турник стоит в каждом дворе, но деревьев вокруг него становится все меньше и меньше? Когда под эгидой развития студенческого спорта вырубаются скверы и рощи, а природный ландшафт уродуется бетонными коробками и заборами? Я уверен, что если мы начнем на улицах Красноярска задавать такие вопросы прохожим, то получим вполне однозначные ответы. Но видимо, у нашей власти другое мнение на этот счет.
2. Кто виноват в «черном небе» и откуда оно появилось в нашем городе?
По большому счету, «черное небо» присутствует в Красноярске еще с советских времен как неизбежное следствие чрезмерной индустриализации городской территории. У меня бабушка жила на правом берегу, в районе завода медпрепаратов – вот там тогда эпизодически воняло просто будь здоров. Да и районах расположения других красноярских заводов ситуация была не лучше. Однако теперь общая структура источников загрязнения атмосферного воздуха в Красноярске поменялась: заводы и промпредприятия ответственны примерно за треть всех выбросов, еще примерно треть вносят объекты теплоэнергетики, и оставшуюся часть – автомобильный транспорт.
3. Некоторые эксперты утверждают, что дни НМУ – это природное явление, так ли это?
Разумеется, периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) имеют естественное происхождение. Но в дни «черного неба» периоды НМУ превращаются все-таки с помощью человека: ведь именно мы коптим небо через трубы. Одни – через трубы заводов, другие – через трубы ТЭЦ и котельных, и почти все – через выхлопные трубы своих автомобилей.
4. Связано как-то увеличение дней НМУ с изменением климата и антициклонами?
Это хороший вопрос, в поиске ответа на который в первую очередь должна быть заинтересована городская власть. Потому что если специалисты действительно выявят связь между увеличением дней НМУ с изменением климата, то тогда Красноярску на официальном уровне следует разрабатывать и реализовывать меры климатической адаптации буквально во всех областях городского хозяйства. Должны будут пересматриваться и нормы проектирования, и различные нормативы, и планы развития. К сожалению, пока планомерной работы в этом направлении не просматривается.
5. Почему выбросы в период НМУ остаются в городе? Как на это влияет расположение Красноярска?
6. Оказывает ли влияние на экологическую ситуацию незамерзающий Енисей? Каким образом?
7. Правда ли, что выбросы от мелких источников опаснее, потому что рассеиваются в приземном слое и формируют смог? А выбросы от высоких труб рассеиваются на более дальние расстояния и менее опасны? Какой вклад вносит частный сектор?
Опаснее по сравнению с чем? С выбросами алюминиевого или цементного завода? Сильно сомневаюсь. Кроме того, выбросы из частного сектора – это прежде всего печки, работающие на угле. И здесь наше обоняние вряд ли нас обманет. Если, допустим, вы попадаете в Улан-Батор в безветренную погоду, вы сразу же носом чувствуете характерный угольный вклад частного сектора. В Красноярске такого нет, запахи (или вонь) куда богаче и разнообразнее.
8. Какой вклад в экологию вносят автомобили? Действительно ли это один из основных источников загрязнений?
Я часто слышу от красноярских автомобилистов: мол, разберитесь сначала с выбросами заводов и котельных, а потом уже предъявляйте претензии автотранспорту. Однако неприятная правда заключается в том, что автомобильные выхлопы также вносят существенный вклад в «черное небо» Красноярска. Более того, этот вклад растет с каждым годом из-за все большей автомобилизации нашего города – не в последнюю очередь по причине того, что городская власть своими действиями целенаправленно стимулирует каждую красноярскую семью на покупку личного авто (а то и не одного). Плохой и неудобный общественный транспорт, постоянные расширения проезжей части, вырубки деревьев по обочинам дорог и во дворах для расширения парковочного пространства, строительство все новых и новых подземных и надземных пешеходных переходов – все эти меры несут комфорт и удобство именно владельцу автомобиля, а не пешеходу. Стоит ли удивляться, что машин на дорогах и во дворах становится все больше, а их вклад в «черное небо» — все значительнее?
9. Как влияет застройка города? Почему в других городах нет таких проблем? Может высотки строят в неправильных местах? Застройка города будет продолжаться и дальше… Чего ждать?
Я помню, когда последний генплан Красноярска проходил процедуру общественного обсуждения, чуть ли не на каждых публичных слушаниях главный архитектор с гордостью заявлял, что в предлагаемом генплане предусмотрен так называемый «зеленый каркас» — пояс зеленых насаждений в разных районах города. Прошел год-два – и в новый генплан были внесены сотни поправок, почти треть из которых давала застройщикам возможность уничтожить ненавистные им и ничего не стоящие зеленые пятна на ценной и дорогой красноярской земле, чтобы воздвигнуть на этом месте нечто серое и бетонное с хорошей рыночной стоимостью. Думаю, такого рода процессы будут продолжаться и дальше. Универсиадная стройка уже раскупорила оберегаемые до этого зеленые массивы в районе Академгородка. Теперь их уничтожение – дело времени.
10. Какие есть пути решения экологической проблемы в Красноярске?
Самый быстрый и самый радикальный способ улучшения ситуации с качеством атмосферного воздуха в нашем городе – это закрыть Красноярский алюминиевый завод, на который приходится около одной трети от общего загрязнения атмосферного воздуха. Другой вариант решения проблемы (подороже и подольше) – это газификация Красноярска, поскольку работающие на угле объекты теплоэнергетики также вносят существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Все остальные пути улучшения качества воздуха в Красноярске вроде борьбы с печками частного сектора или введение экологических ограничений для автотранспорта принесут, на мой взгляд, куда менее ощутимый эффект, но, конечно, необходимо работать и в этом направлении.
Александр Колотов,
председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края,
директор красноярской экологической организации «ПЛОТИНА»