В защиту Закона Монголии о запрете на добычу россыпного золота на реках
Наша экологическая коалиция выступила сегодня за ограничение и запрет добычи россыпного золота на реках. Письма направлены руководителям Монголии, Китая и России с надеждой, что эти страны вступят в переговоры для предотвращения загрязнений своих трансграничных рек:
Мы, члены Сосновской коалиции неправительственных природоохранных организаций и организаций коренных народов Сибири и Дальнего Востока, выступаем за ограничение и запрет добычи россыпного золота на реках. Эти старые, малопродуктивные, но дешевые технологии добычи ведут к массированному уничтожению самых ценных речных и прибрежных экосистем, загрязняют воду и разрушают среду обитания населения. Сегодня есть более технологичные методы добычи рудного золота, требующие многократно меньших площадей и лучше поддающиеся контролю. К 2010 году Китай полностью прекратил добычу россыпного золота на реках Северо-востока КНР, как деятельность, несовместимую с устойчивым развитием региона. Это важный прецедент разумного самоограничения, способствующий более эффективному и безопасному развитию приграничных регионов. К сожалению, в России до сих пор не приняты меры по ограничению россыпной добычи золота, несмотря на то, что именно в нашей стране она наносит наиболее масштабный ущерб людям и природе.
Четыре года назад Монголия также встала на путь создания еще более прогрессивного механизмма охраны рек и интересов местного населения в процессе интенсификации горной добычи в аграрной стране – Закона «О запрете на разведку и добычу полезных ископаемых в лесах, вблизи рек и в их истоках» (Закон с длинным именем). «Закон с длинным именем» был принят в 2009 году как закономерная реакция на разорение наиболее уязвимых природных территорий в ходе горной добычи, особенно добычи россыпного золота. По Закону в запретных зонах вдоль рек, озер и в лесах были запрещены горные работы, а владельцам примерно 400 уже выданных лицензий на горную добычу предлагалось произвести взаиморасчет с государством, сравнивая убытки компаний и уже нанесенный природе ущерб. Запретные зоны занимают 30% территории страны, что обеспечивает охрану наиболее уязвимых и важных для местного населения угодий. Мы сожалеем о том, что правительству Монголии до сих пор не удалось до конца выполнить требования закона в отношении ранее выданных лицензий.
Угроза экономического спада в Монголии в 2013 была использована международными горнорудными компаниями и связанными с ними чиновниками для попытки отмены установленных ограничений. В конце августа 2013 Ассоциация золотодобытчиков Монголии обещала Монголбанку сдавать до 36 тонн золота в год с условием, что Правительство срочно пересмотрит «Закон с длинным именем» и правила его применения. В частности предложено разрешить добычу и разведку по более чем 1300 лицензиям выданным до принятия закона, а также пересмотреть охранные зоны рек и лесов в сторону их уменьшения. Предлагаемые изменения направлены на восстановление огромных для Монголии объемов добычи золота в jдолинах рек – деятельности, которую еще год назад само правительство справедливо считало наиболее разрушительной и недопустимой. Снятие ограничений принесет проблемы не только Монголии, но и соседям, ибо сейчас Закон гарантирует не увеличение трансграничного загрязнения Селенги, Керулена и других международных рек, но последствия новой «золотой лихорадки» приведут к усиленному загрянению Селенги и Байкала, объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
«Закон с длинным именем» — важнейшая инициатива гражданского общества Монголии. В 2009 и 2011 году Движению рек и озер Монголии пришлось прибегать к публичным акциям сначала для принятия закона, а затем для запуска механизма его выполнения. Угроза ослабления закона также стала поводом для гражданских протестов. В течение месяца до сессии Хурала лауреат международной природоохранной премии Голдмана Мунхбаяр вместе с товарищами по Движению рек и озер неустанно обращался во все профильные подразделения правительства с просьбами о публичном обсуждении предлагаемых властями изменений Закона, но не был услышан властями. Во время сессии Хурала 16 сентября у ограды Госрезиденции 11 общественных организаций начали демонстрацию против ослабления Закона. На ограде были вывешены полотнища, проясняющие значение Закона и 20 активистов вели объяснительную работу с прохожими, часть которых шла на внеочереное заседание. В половине одиннадцатого утра Ц.Мунхбаяр и члены союза «Гал ундэстэн», вооруженные тремя ружьями, вошли в сад Госрезиденции, чтобы внести петицию с предложениями касательно применения Закона с длинным именем. Они были встречены и обезоружены работниками охраны. Далее силовыми структурами были «обнаружены» заложенные в разных частях города бомбы и эвакуировано несколько госучреждений. Связь между активистами и «заложенными бомбами» сомнительная и их «обнаружение» похоже на инсценировку. Полиция также арестовала не только вооруженных носителей петиции, но и экологических активистов с плакатами. В те же дни в СМИ Монголии как по команде началась кампания по шельмованию гражданских экологических организаций и «Закона с длинным именем». В отношении арестованных лидеров протеста, включая Ц.Мунхбаяра, возбуждены уголовные дела по статье 177.2 УК «о злостном преступлении против безопасности общества, совершенном группой лиц». Уже более месяца они находятся в заключении под следствием.
Признавая, что избранная форма «по привлечению общественного внимания к проблеме» весьма нелепа и, возможно, угрожала общественному порядку, мы полагаем, что тем не менее это была всего лишь демонстрация, очевидно не имевшая своей целью нанесения кому-либо физического вреда или имущественного ущерба. Вся предыдущая история акций, организованных Мунхбаяром в защиту «Закона с длинным именем» является убедительным тому доказательством. В связи с этим мы просим власти Монголии не предъявлять нашим товарищам надуманных обвинений, а вменять им в вину лишь то, что соответствует установленным фактам, например, несанкционированное ношение оружия в публичном месте.
Мы полагаем, что реальным «преступлением против безопасности общества, совершенном группой лиц» может стать попытка ряда чиновников и промышленных ассоциаций поставить крест на реализации Закона «О запрете на разведку и добычу полезных ископаемых в лесах, вблизи рек и в их истоках», который является важнейшей гарантией устойчивого развития, сохранения традиционных ценностей и успешной модернизации экономики Монголии. Мы надеемся что власти Монголии предпримут дополнительные усилия по выполнению этого важнейшего закона, включая окончательное прекращение действия лицензий, ранее выданных в охранных зонах рек и лесов.
Мы также надеемся, что страны-соседи Монголии вступят в переговоры для предотвращения загрязнений трансграничных рек. (ссылка)