Китайцы выпьют алтайские реки?
Правительство РФ собирается рассмотреть проект строительства водовода из Алтайского края в Китай. По мнению специалистов, осуществление этого проекта чревато экологической катастрофой.
В конце прошлого года руководство китайской экспертной организации — Общества обменов и сотрудничества между Россией, Восточной Европой, Центральной Азией и КНР — направило письмо Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать проект магистрального водовода Россия — Казахстан — Западный Китай протяженностью до 1,5 тыс. км.
Официальной реакции российских верхов на китайское предложение не последовало. Однако предприимчивые сыны Поднебесной не отчаялись, продолжив активно лоббировать свой почин. Решили подключить к нему депутатов Госдумы. И вот недавно в стенах нижней палаты состоялся круглый стол на тему экономической интеграции России, Казахстана и Китая.
Обсуждали строительство водовода из Алтайского края в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, испытывающий особо острый дефицит питьевой воды. Депутаты рекомендовали правительству РФ рассмотреть проект на межправительственном уровне с участием Казахстана и Китая.
«Такие проекты могут быть интереснее, чем торговля нефтью, — заявил депутат от «Справедливой России» Алексей Чепа. — Его еще должны изучить эксперты, но, надеюсь, проект будет реализован».
При этом, правда, осталось непонятным, чем сброс воды алтайских рек в Китай интереснее поставок туда же российских углеводородов. Ведь в обоих случаях речь идет о торговле природным богатством страны, национальным достоянием ее народа, особенно с учетом того обстоятельства, что прискорбное обыкновение со временем заканчиваться имеет не только нефть, но и питьевая вода. О чем, кстати, свидетельствует опыт того же Китая.
Дефицит качественной воды там был порожден не какими-то внешними причинами, а действиями самих жителей Поднебесной. Именно они загрязнили свои реки отходами промышленности и сельского хозяйства, в частности пестицидами, которые, по свидетельству экспертов, используются в КНР в огромных количествах и при этом совершенно бесконтрольно.
В итоге, по данным правительственных источников КНР, до 70% грунтовых вод в стране стали непригодными для потребления человеком. Хищническое отношение к природе привело к тому, что за последнюю четверть века в Китае исчезли 28 тыс. рек. Теперь на страну, где проживают 20% населения Земли, приходится лишь 7% водных ресурсов планеты.
Дефицит питьевой воды китайцы решили восполнить за счет России, где, по их убеждению, всего слишком много и где можно на дармовщинку брать все, что заблагорассудится. Однако обвинять в таком образе мыслей одних лишь китайцев было бы неправильно, ведь в потребительском отношении к России им активно подыгрывают наши чиновники и депутаты.
Напомним, одним из первых весной 2016 года с инициативой построить водопровод для переброски воды из Алтайского края в Китай выступил Александр Ткачев, в то время глава Минсельхоза России. Потом Ткачева отправили в отставку, но, как выясняется, китайцы об инициативе экс-министра не забыли.
«Сама российская власть открыла ящик Пандоры, когда устами своего министра сельского хозяйства заявила о том, что у нас на Алтае есть излишек паводковых вод и мы готовы поделиться им с соседями. Не задаром, а за плату, — говорит член Общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов России Александр Колотов. — Таким образом, в парадигме наших чиновников вода начинает рассматриваться как новая нефть».
С таким подходом категорически не согласны многие экологи. Если начать делиться с китайцами алтайской водой, пусть и за деньги, можно нанести огромный ущерб природе, именно так считают они.
В то время как общественность бьет тревогу по поводу очередного «проекта века», чиновники — алтайские и федеральные — по обыкновению предпочитают отмалчиваться. Официальных комментариев китайской стороны пока тоже не поступало, по-видимому, боятся прежде времени спугнуть удачу. Недавно китайцы уже пытались организовать поставки на свою родину российской воды, однако не вышло — под давлением общественности проект по перекачке воды из Байкала в Китай был заморожен. И вот ныне наблюдаем очередную атаку на нашу природу, на нашу воду.