Александр Колотов: опасность для Енисея остается
Река Енисей страдает от загрязнения прежде всего из-за недостаточного надзора со стороны государственных органов власти, уверен член Енисейского бассейнового совета при Росводресурсах, председатель Красноярского отделения экологической фракции партии «Яблоко» Александр Колотов.
Согласно последним официальным данным, приведённым в государственном докладе о состоянии окружающей среды в Красноярском крае, качество воды реки Енисей преимущественно относится к III классу, разряды «а» и «б» (загрязнённая и очень загрязнённая вода).
В черте города Красноярска река Енисей страдает преимущественно от загрязнения нефтепродуктами. При этом, отмечает Александр Колотов, в загрязнении Енисея нефтепродуктами виноваты не только предприятия. «Среди виновников — суда, ходящие по Красноярскому водохранилищу, — приводит слова эксперта красноярская газета «Городские новости». — Недобросовестные владельцы промывают баки, сбрасывая остатки горючего в воду, и через плотину Красноярской ГЭС загрязнение попадает в нижний бьеф. Но и по берегам реки хватает людей, которые без зазрения совести сливают в акваторию Енисея мазут, солярку и прочие нефтепродукты в таких объёмах, что для очистки реки нередко приходится привлекать спасателей. Поэтому в целом из года в год картина не меняется: по данным Гринпис России, среднегодовой вынос нефтепродуктов из Енисея в Северный Ледовитый океан остаётся практически неизменным».
Также в черте Красноярска до сих пор до конца не решена проблема очистки бытовых стоков. Да, жилые дома подключены к централизованной системе водоотведения, и прежде чем попасть в Енисей, канализационные стоки проходят очистку на очистных сооружениях, но действующая в городе ливневая канализация строилась так, что вода из неё попадает напрямую в реку, отмечают «Городские новости». С подачи общественников и природоохранной прокуратуры ситуация начинает меняться, но говорить о победе пока рано.
«Ситуация остаётся напряжённой: застройка речных берегов активно продолжается, антропогенное давление растёт, и теперь даже найти место для купания в Енисее может стать проблемой, если ориентироваться на нормативы Роспотребнадзора», — констатирует Александр Колотов.
Благодаря развитию спутниковых технологий эксперты осознали масштаб ещё одной проблемы. «В конце июня прошлого года специалисты Центра спутникового мониторинга и гражданского контроля из Санкт-Петербурга обнаружили на одном из космоснимков ниже участков золотодобычи на реке Мана огромный шлейф загрязнения взвешенными веществами, протянувшийся более чем на 200 километров вниз по течению, вплоть до впадения в Енисей, — рассказывает Александр Колотов. — Проверки и штрафы надзорных органов слишком редки и малы, чтобы всерьёз изменить ситуацию».
Страдает Енисей не только в черте и окрестностях города Красноярска. По словам эксперта, у учёных и экологов большое опасение вызывают технологические объекты Горно-химического комбината в Железногорске и деятельность Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината китайской компании «Лунсин», который располагается на берегу реки Ак-Хем, одного из притоков Большого Енисея.
«В течение несколько десятилетий на Железногорском ГХК под Красноярском работали атомные реакторы с прямоточным охлаждением, и задействованная вода напрямую сливалась в Енисей. Сейчас реакторы выведены из эксплуатации, радиационная обстановка улучшилась, однако некоторые радиоактивные объекты все равно вызывают беспокойство, — отмечает Александр Колотов и приводит в качестве примера открытые технологические бассейны ГХК неподалеку от Енисея, содержимое которых подвержено ветровому выносу, а также близлежащий полигон «Северный», в недра которого закачаны и продолжают закачиваться тысячи и тысячи кубометров жидких радиоактивных отходов. «Как уверяют специалисты Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, подземные пласты-коллекторы полигона никак не связаны с гидрографической сетью Енисея, поэтому попадание радионуклидов в реку исключено. Тем не менее, многие общественные экологические организации до сих пор требуют от атомщиков отказаться от подобной практики захоронения отходов», — подчеркивает красноярский эксперт.
Что касается деятельности Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината китайской компании «Лунсин», то характер и объемы его производства предполагают существенное потенциальное воздействие на экосистему реки, и предварительные результаты экологического мониторинга деятельности комбината, полученные специалистами Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов, показывают, что содержание тяжёлых металлов в бассейне Енисея с большой долей вероятности окажется выше ПДК. Немудрено, что в рейтинге экологической ответственности WWF России (Всемирного фонда дикой природы) «Лунсин» занял последнее среди всех предприятий своего профиля.
Впрочем, даже выведенные их эксплуатации горно-обогатительные комбинаты могут еще долгие годы представлять опасность для Енисея. Характерный пример здесь: советский комбинат «Тувакобальт», который закончил свою планово-убыточную деятельность еще четверть века назад, но его отходы в поселке Хову-Аксы до сих пор содержат тысячи тонн токсических и тяжелых металлов. «Весной прошлого года мы обращались в Росприроднадзор по поводу угрозы попадания токсичных веществ из хвосто хранилищ комбината вместе с грунтовыми водами в приток Енисея, реку Элегест. В ответ представитель правительства Республики Тыва заверил нас, что работа над ликвидацией накопленного экологического ущерба идет полным ходом. Результатов, к сожалению, до сих пор не видно, а значит, опасность для Енисея остается», — подытоживает Александр Колотов.