Проекты новых ЦБК в Сибири страдают от гигантизма
Планы компании Глеба Франка построить на Енисее и на Ангаре целлюлозно-бумажные комбинаты вызвали большую тревогу у жителей Красноярского края. В Лесосибирске 600 человек объединились в группу «НЕТ ЦБК в Лесосибирске». «Новые известия» поговорили с краевыми экологами об опасности новой экологической катастрофы. Александр Колотов возглавляет общественную экологическую организацию «Плотина» в Красноярске. Он рассказал «Новым известиям», что пока ни один из проектов — ни в Богучанах, ни в Лесосибирске — не был представлен на экологическую экспертизу. Предыдущие проекты провалились, потому что представляли угрозу жизни и здоровью жителям Красноярского края.
— Нужен ли Красноярскому краю ЦБК?
— Если говорить о строительстве ЦБК в целом, то, насколько я понимаю, в нашем регионе нет ни одного действующего ЦБК. Последний – Енисейский ЦБК – был закрыт несколько лет назад. Поэтому нам нужна переработка целлюлозы, но другое дело, что, когда мы начинаем вникать в нюансы, возникают другие вопросы. Все те проекты ЦБК, которые предлагаются и в Енисейском районе, и в Лесосибирском, и в Богучанском районе на мой взгляд, мне кажется, страдают от гигантизма. То есть, не хотят инвесторы строить малый или средний ЦБК. Они хотят обязательно очень крупный.
— Достаточно ли запасов леса для работы огромных перерабатывающих комбинатов?
— Для меня очевидно, что, если мы говорим о ЦБК в Лесосибирске, то вопрос должен стоять так: либо строить ЦБК в Енисейском районе, либо – в Лесосибирске. Два ЦБК в такой близости друг от друга открывать не эффективно. Но даже, если будет выбран только один проект, я сомневаюсь, что объём сырья в близлежащих районах будет достаточен для загрузки на полную проектную мощность. Я участвовал несколько лет назад в общественных слушаниях по строительству ЦБК в Енисейском районе. Тогда это называлось лесохимический комплекс. Там многие специалисты выражали сомнения в том, что приведённые цифры, расчётные лесосеки проектной документации соответствуют реальным данным. Мне кажется, что необходимо пересчитать ещё раз для нового ЦБК.
— Проводилась ли экологическая экспертиза? Каковы её выводы и планируются ли общественные слушания?
— Строительство ЦБК входит в перечень объектов, которые подлежат Государственной экологической экспертизе. Поэтому, конечно, экспертиза будет проводиться. Должна быть выполнена оценка влияния на окружающую среду, должны быть общественные слушания. Только по их результатам Госэкспертиза может принять на рассмотрение весь пакет документов. Без результатов общественных слушаний такая документация будет считаться не комплектной и не будет принята. Будут ли участвовать активисты во многом будет зависеть от заказчика проекта и организатора слушаний – местной администрации.
— Судя по соцсетям, жители Лесосибирска опасается выбросов и экологического ущерба, который может нанести ЦБК? Насколько обосновано их беспокойство?
— Есть презумпция экологической виновности. Заказчику нужно доказывать, что воздействие будет минимальным и не будет наносить ощутимого вреда природе и местному населению. Как успешно он это докажет, от этого тоже будет зависеть получение положительного заключения экспертизы. Я не видел подробного обоснования – будет ли там замкнутая система газооборота, как она будет строиться. Предыдущий проект строительства ЦБК в Енисейском районе получил наибольшее количество замечаний по соотношению потенциальных сбросов, хотя они и предполагали закрытый цикл. Но там был запланирован сброс выше по течению от водозабора города Лесосибирска. В случае любого ЧП получалось, что автоматически вся химия будет поступать в систему водоснабжения города. Это недопустимо. Можно сколько угодно говорить о том, что этого не допустят, но пока наглядно не будет понятно, какие методы, какие системы будут применены, чтобы на 100% исключить такую возможность, у местных жителей есть основания не доверять словам.